Инклюзия: учитель и ученик с особенностями развития – на пути к преодолению трудностей
 /  Инклюзивное образование / Инклюзия: учитель и ученик с особенностями развития – на пути к преодолению трудностей

Инклюзия: учитель и ученик с особенностями развития – на пути к преодолению трудностей

Карпенкова И.В., к.с.н., психолог

Инклюзия: учитель и ученик с особенностями развития – на пути к преодолению трудностей

За свою профессиональную жизнь мне довелось работать в различных школах и в разное время и учителем-предметником, и психологом, и тьютором, методистом Центра психолого-педагогической коррекции и реабилитации «Тверской» в г.Москве. В настоящее время я работаю психологом АНО «Наш Солнечный Мир. Мне приходилось посещать школы, в которые уже пришли учиться дети с особенностями развития. В некоторых школах инклюзия идёт успешно, но таких, к сожалению, ещё очень немного. В других школах приход детей с особенностями развития выявил многие проблемы в педагогическом и учебном процессе. Одной из основных проблем, по моим наблюдениям, явилась неготовность, как методическая, так и психологическая, учителей к обучению детей с особенностями развития в условиях массовой школы. И это НИ В КОЕЙ МЕРЕ НЕ ИХ ВИНА, А БЕДА. Дети с особенностями развития в школы уже приходят, а как сделать учебный процесс успешным для всех учащихся, ясно далеко не всем. О многих конфликтных ситуациях рассказывают родители детей, чьи дети начали посещать инклюзивные классы.

Как психологу, и как учителю (в прошлом) мне было важным понять, что необходимо сделать, чтобы идея инклюзии детей с особенностями развития была успешной. Поэтому мне показалось важным описать наблюдаемые мною проблемы  в школах, которые начали принимать детей с особенностями развития. Ведь понимание проблемы является уже частью её решения.

Итак, вот что мне удалось выявить в общении с учителями, обучающими в своём классе детей с особенностями развитиями.

Учитель не понимает, ПОЧЕМУ ребёнок ведёт себя не так, как все. Учитель испытывает чувство растерянности, пытается действовать в отношении ученика директивно, это не приносит успеха. Учитель не хочет обучать такого ученика, жалуясь на его поведение и неуспеваемость завучу, родителям ребёнка, другим учителям.

Это видят другие дети,  и начинают испытывать антипатию к ребёнку с особенностями развития, избегая контактов или проявляя агрессию по отношению к нему.

Учитель не понимает специфики нарушений развития каждого конкретного ребёнка. И вместо ярлыка «инвалид», присваивает ему другие ярлыки, с меньшей (негативной окраской), например, «королева» (о ребёнке, который демонстрирует в своём поведении социальную незрелость и потребность в большем внимании).

Восприятие образа ребёнка как «больного», восприятие ребёнка как непредсказуемого в своём поведении. Неверие в его развитие и в то, что его образовательные ресурсы увеличиваются, поведение улучшится,  страх того, что ребёнок в любую секунду может сделать что-то нехорошее, недоверие к ребенку.

Решением этих проблем может стать внимательное изучение сопроводительных документов ребёнка, особенно психологической характеристики, а также консультация с психологом, дефектологом и родителями об особенностях ребёнка.

Некоторые адекватные, но чрезмерно проявленные интересы и привязанности к какой-либо идее ученика с особенностями развития учитель склонен рассматривать как патологические. Учитель пытается запретить ребёнку играть с игрушками, либо теряется в разговоре с ребёнком об этом интересе.

Вариант решения. Использовать увлечение ребёнка с особенностями развития как ресурс для повышения мотивации к учёбе, вплетая интерес к игрушке  или идею в общий контекст учебного материала и учебной и социальной деятельности.

Учитель не знает, как оценивать ребёнка, который не усваивает школьную программу. В результате этого учитель испытывает неуверенность в своём профессионализме, а также страх за то, что он не справляется со своими обязанностями.

Ориентация в обучении ребёнка на результат, а не на процесс. От ребёнка подсознательно ожидают, что он «выздоровеет», исправится.

Дети с особенностями развития усваивают учебную программу (как правило) в меньшем объёме и медленнее. Но усваивают! Об этом важно помнить. Адаптация программы, выделение в ней самого главного также могут помочь и ребёнку, и учителю.

Один из путей успешного развития инклюзии – это введение в учебный процесс тьютора для ученика с особенностями развития. Тьютор – это специалист, который организует условия для успешного включения  учащегося с особенностями развития в образовательную и социальную среду школы.  Но:

Не все учителя готовы к появлению на своих уроках другого специалиста. Учитель испытывает повышенную эмоциональную напряжённость.

Учитель пока не очень точно представляет, в чём суть работы тьютора. Многие учителя считают, что тьютор должен  возить коляску (если ребёнок перемещается в коляске) или везде водить ребёнка за руку. Некоторые учителя считают, что тьютор – это помощник учителя. Учителя не используют профессиональную подготовку тьютора как образовательный ресурс для ребёнка с особенностями развития. В других случаях учитель обращается к тьютору, предполагая, что тьютор объяснит подопечному, что необходимо сделать на уроке. При этом учитель не контактирует с учеником непосредственно, лишая его своего внимания.

Учитель разделяет ответственность с тьютором за качество образовательного процесса, чувствует себя более уверенно, тьютор облегчает методическую нагрузку учителя, помогая ребёнку в выстраивании образовательной траектории. Сейчас уже существует профстандарт тьютора и при внимательном изучении этого документа и условий каждой конкретной организации можно сформировать блок задач, которые, в соответствии с профстандартом, будет решать тьютор.

Учителя находят общий язык с детьми с особенностями развития, но при этом, сами являясь родителями детей, не хотят, чтобы их дети учились с такими детьми.

Решением этой проблемы могут стать беседы психолога школы с учителями работа с ценностями и общей гуманизацией и толерантностью.

Как показали наблюдения, дети инклюзивного класса изначально стараются контактировать с ребёнком с особенностями развития, задают вопросы взрослым и при правильном отношении к ребёнку со стороны взрослого стремятся помогать ребёнку, вовлекать в свои игры. У так называемых нормотипичных детей появляется возможность научиться быть внимательными к сверстнику, которому нужна помощь, правильно оказывать её.

Литература

  1. И.В.Карпенкова. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями развития: сопровождение ребёнка с особенностями развития. курс лекций. – М.: «Наш Солнечный Мир», 2018
  2. Бэтти Лу Ливер. Обучение всего класса/ Пер. с англ. О.е.Биченковой. – М.: Новая школа, 1995.
  3. Р. Дименштейн, Е. Заблоцкис, П. Кантор, И. Ларикова. Права особого ребенка в России: как изменить настоящее и обеспечить достойное будущее: Руководство для родителей, социальных адвокатов, работников системы образования и сферы реабилитации. Под ред. И. Лариковой М.: Теревинф, 2010.

Координатор страницы Инклюзивного образования

 Карпенкова Инна Вячеславовна

Карпенкова Инна Вячеславовна

innet_karp@mail.ru

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости