Тьюторская стажировка в ресурсном центре СПб, школе 643 Московского района.

Тьюторская стажировка в ресурсном центре СПб, школе 643 Московского района.

Стажировка, как форма повышения квалификации для педагогов, осваивающих технологии сопровождения, организована ИМЦ Московского района  28.11.19 в рамках курсов повышения квалификации «Тьютор – педагог, сопровождающий программы индивидуализации образования» (преподаватель:Олефир Л.Н.)  на базе регионального ресурсного центра Комитета Образования Санкт-Петербурга,  школы №643 Московского района, диссеминирующей  инновационный продукт по  теме «Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы старшеклассника».  Педагоги   и тьюторы школы № 643: Иванова Е.Е., Никонова Н. С., Горемыкина И.В. Калиман Н.Ю.,  Стаценко А. В., Грозенков М. А.) адаптировали для подготовки тьюторов развивающую игру “ПРОАКТИВНОСТЬ”. провели индивидуальные консультации, ответили на вопросы. К группе  ИМЦ присоединились  и курсанты ЛОИРО,  мастера производственного обучения  (преподаватель: Князева Т.Б.), которых интересовали возможности использования тьюторского сопровождения в движении наставничества.

Цели стажировки связаны с освоением и закреплением на практике профессиональных знаний; изучением и освоением новой практики тьюторского сопровождения, приобретением навыков, необходимых для реализации этого опыта в своей деятельности. Тьютору как разработчику и организатору стажировки нельзя забывать о том, что педагог обладает собственными взглядами, опытом, результатами деятельности. С одной стороны, стоят требования, предъявляемые к результатам освоения образовательной программы, с другой -успешные новые практики стажировочных площадок, с третьей -личный опыт, убеждения и личностные особенности слушателя. Принципы стажировки педагогов (в основе лежат принципы андрагогики:  «Основы андрагогики». Терминологический словарь-справочник для студентов социально-гуманитарных специальностей / Сост. В. В. Маслова):                                                                                             – приоритет самостоятельного обучения. Самостоятельная деятельность обучающихся является основным видом учебной деятельности;                                                                                                                                                                                                                -принцип совместной деятельности. Предусматривает совместную деятельность тьютора и стажера, а также с другими стажерами по планированию, реализации и оцениванию процесса обучения;                                                                                        – принцип опоры на опыт стажера. Его жизненный (бытовой, социальный, профессиональный) опыт используется в качестве одного из источников обучения как самого стажера, так и его сокурсников;                                                              – индивидуализация обучения. Каждый тьютор совместно со стажером, а в некоторых случаях и с другими слушателями, создает индивидуальную программу обучения, ориентированную на конкретные образовательные потребности и цели обучения и учитывающую опыт, уровень подготовки, психофизиологические, когнитивные особенности стажера;        – системность обучения. Предусматривает соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов обучения;                                                                                                                                                                      – контекстность обучения. Обучение, с одной стороны, преследует конкретные, жизненно важные для стажера цели, ориентировано на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности, а с другой стороны, строится с учетом профессиональной, социальной, бытовой деятельности обучающегося и его пространственных, временных, профессиональных, бытовых факторов (условий);                                                                                                                                            – принцип актуализации результатов обучения. Предполагает безотлагательное применение на практике приобретенных стажером знаний, умений, навыков, качеств (могут быть видеопробы стажера);                                                                                    – принцип элективности обучения. Предоставление стажеру определенной свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения;                                           – принцип развития образовательных потребностей. Оценивание результатов обучения осуществляется путем выявления реальной степени освоения учебного материала и определения тех материалов, без освоения которых невозможно достижение поставленной цели обучения;                                                                                                                                                            – принцип осознанности обучения. Осмысление стажером и тьютором всех параметров процесса обучения исвоих действий по организации процесса обучения;                                                                                                                                            – принцип субъектности. Содержание образования субъектно, то есть формируется не составителями программ, а самими обучающимися «здесь и сейчас», в ходе их личного движения в мире большой культуры по индивидуальным образовательным траекториям. Курс повышения квалификации – это специально организованное пространство для обмена частным знанием авторов модуля стажировки, тьюторов и стажером. Безусловно, в этом обмене участвует и частное знание других людей (удаленных в пространстве или во времени), закрепленное в артефактах культуры, в том числе и в специальной учебной литературе. Информация конкретного курса – один из элементов образовательной среды;

– принцип структурированной избыточности ресурсов. Данный принцип является необходимым условием для реализации принципа субъектности. Личное знание стажера не формируется по образовательной программе, а развивается в специально организованной избыточной образовательной среде. Такая заведомо избыточная образовательная среда дает возможность каждому стажеру накопить необходимый для развития личного знания опыт деятельности, выстроить личную образовательную траекторию.                                                                                                               “В системе повышения квалификации тьюторское сопровождение – составная часть тьюторинга, применение которого в системе дополнительного профессионального образования обусловлено его продуктивностью для процесса повышения 

квалификации педагогов, которая определяется содержанием и организационно-методическим сопровождением обучения, поскольку процесс обучения становится личностно-ориентированным, траектории профессионального развития педагога (стажера) становятся более вариативными, в них учитывается специфика внешних и внутренних обстоятельств, влияющих на совершенствование профессионализма педагога; и такое развитие может продолжаться в течение всей профессиональной карьеры”. (Жижина, И.В. Организация работы тьютора в системе дополнительного профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. – 2014. № 6; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16987)

Руководитель РО Санкт-Петербурга

Олефир Людмила Николаевна

Олефир Людмила Николаевна

olephir_l@mail.ru

Образование:

  • педагогическое
  • психологическое.

Место работы:

  • методист информационно-методического центра Московского района Санкт-Петербурга
  • руководитель экспериментальной площадки городского уровня.
  • Эксперт центра аттестации работников образования Санкт-Петербурга.

Профессиональные интересы:

  • индивидуализация образования, создание условий для самоопределения учащихся в предпрофильной подготовке и профильном обучении;
  • повышение квалификации педагогов, осваивающих профессиональную позицию тьютора.
  • Визитка РО Санкт-Петергбурга
  • Координатор страницы Дополнительное профессиональное образование

    Митрошина Татьяна Михайловна

    Митрошина Татьяна Михайловна

    mitroshina.tm@tau18.udmr.ru

    Образование:

    Биолого-химический факультет Удмуртского государственного университета

    Место работы:

    • - Руководитель тьюторской службы АОУ "Региональный образовательный центр одаренных детей" г.Ижевска
    • - Преподаватель географии, тьютор АМОУ «Гуманитарный лицей» г. Ижевска
    • - Научный сотрудник «Института развития образования» Удмуртского государственного университета.

    Профессиональные интересы:

    • - Выстраивание практик тьюторского сопровождения в институциональных формах;
    • - Научно-методическая разработка позиции тьютора в Старшей школе;
    • - Научно-методическая разработка позиции тьютора в образовательных центрах, работающих с одаренными детьми;
    • - Повышение квалификации и профессиональная переподготовка тьюторов;
    • - Образовательные технологии.

    e-mail: mta-org@mail.ru

    Подписка на новости