Лекция Т.В.Черниговской, избранные цитаты
 /  Цифровая среда. Вопрошание / Лекция Т.В.Черниговской, избранные цитаты

Лекция Т.В.Черниговской, избранные цитаты

В мае у нас появилась уникальная возможность -посетить лекцию Т.В.Черниговской  “Человек в цифровую эпоху- как учить?” в Институте иностранных языков МГПУ.  Т.В.Черниговская -сотруник Института свободных искусств (Санкт-Петербург) и хорошо известна как автор глубоких научных исследований в области психолингвистики и наук о человеческом мозге. В её лекциях слушатели ценят, помимо информации об актуальных научных исследованиях, также меткость и парадоксальность высказываний. Слушая её лекции, нужно иметь на вооружении ручку и бумагу для записи особо ярких формулироков. Так и было сделано, некоторые особо интересные высказывания Т.В.Черниговской по поводу современной ситуации в образовании приведены ниже.

  1. Стиральная машина как вершина цивилизации
  2. Дельфины – цари природы (у них совершенное тело, они видят нас насквозь, у них есть язык и неисчерпаемые источники пищи)
  3. Глобальный цивилизационный слом:
  • Огромная скорость изменений
  • Нарушение договоренностей- вещи и события ведут себя НЕ ТАК
  • Исчезает способность верификации правды
  1. Мой смартфон мне постоянно что-то предлагает. Я ему говорю «Мне это не надо». А он мне: «Не ваше дело, мадам».
  2. Увидит ли Искусственный интеллект красоту картины (закат над Финским заливом). –Да, увидит. А поймет?
  3. ИИ будет все делать. А чем займемся мы?
  4. Если устроить тест Тьюринга для людей, то многие его не пройдут, поскольку они не люди.
  5. Зачем Эйнштейн играл на скрипке? Он не мог не играть (“I live in music”). Музыка помогала переключать алгоритмы?
  6. Открытия делаются:
  • Не с логарифмической линейкой
  • На чужом поле.
  1. «Интуиция – священный дар. Разум – слуга» (А.Эйнштейн)
  2. 1996 г. -Проигрыш Каспарова компьютеру Deep Blue  – нечестный результат (память машины бесконечно +она была «натаскана» именно на Каспарова).  Каспарову не дали дополнительный компьютер (как расширение его памяти), хотя он просил.
  3. 2006 г – машина обыграла Крамника.
  4. 2018 г.- созданная компанией Google Deep Mind система Alfa Go обыграла чемпиона игры Го
  5. А в покере? В 2018 г. бот побеил 4-х лучших игроков в покер.
  6. Наш мир- текучий, прозрачный, нестабильный, сверх быстрый, гибридный, мерцающий.
  7. Два высказывания, которые я ценю выше всех других:
  • «Мир стал нечеловекомерен»
  • Р.Спери (Нобель 1981 г. за открытие функциональной специализации полушарий человеческого мозга): «Сознание- как ветер. Его нельзя увидеть, можно увидеть тольео его результаты».
  1. Автономная жизнь цифрового мира:
  • Интернет вещей
  • Самоорганизация сетей
  • Цифровая идентичность как признак отбора в социуме (нет её-нет и вас)
  • Растущее недоверие к информации
  1. Тревоги:
  • Синдром отложенной жизни
  • Жизнь как черновик
  • Цивилизация праздности
  • Дезориентация в мире
  1. Греф трудоустроил у себя тех, кого снял с должностей заменив ИИ
  2. Homo confuses – человек дезориентированный
  3. Где этот бином Ньютона?
  4. Финляндия у нас за углом [про Питер]
  5. Я считаю, что нужно учить греческий и латынь
  6. Будь я правительством, я бы главные деньги отдала учителям
  7. Какой вы хотите, чтобы был учитель?
  8. Л.Витгенштейн: идея ковра, откуда каждый вытягивает ту нить, которую зацепил
  9. Какой логике подчиняется мозг? Честный ответ: сейчас нам неизвестно, какой логике подчиняется мозг.
  10. Мозг -физический объект. Какой физике он подчиняется?
  11. У нас в голове не один компьютер. Их минимум 2: аналоговый и…… [не записано]
  12. Может ли у ИИ появиться «Я» (сознание)? Как мы об этом узнаем. Узнаем? Будет ли он страдать? Сопереживать (имитировать)?
  13. Прозрачный мир неизбежно ведет к пересмотру базовых этических норм, ценностей и смыслов.
  14. Конвергентное образование:
  • Образование понимания, а не запоминания
  • Воспитание способности к постоянным переменам
  • Новый верификационный механизм
  • Привыкнуть к неудачам
  • Метанавыки: способность жить в цифровом мире и сохранять человечность
  1. Обучение меняет мозг. Увеличивается плотность и качество нейронной сети и глиальной ткани вокруг неё.
  2. Мы многое проиграли ИИ. Давайте ориентироваться на человечное.
  3. Мозг должен тяжело работать.
  4. Мешок деда Мороза -сунул руку и вытянул что попало [про неосознанный выбор технологий]
  5. Кого с кем сравнивать будем? Академика с алкоголиком? А если он в одном лице?
  6. Детей надо учить ВСЕМУ!
  7. Детей надо учить музыке и иностранным языкам, чтобы их нейронная сеть рано и значительно более сложным образом настраивалась
  8. Те, кто знает более одного языка да еще и на музыкальных инструментах играет, тот отодвигает своего Альцгеймера на несколько лет
  9. Ничего не может быть хуже для любого обучения, чем скука (перестают вырабатываться дофамины, а без них невозможно запоминание). Лучше пусть будет ЛЮБАЯ мотивация, чем скука.
  10. У нас только искусство осталось, остальное железяки сожрут.

Эти цитаты можно -и нужно – использовать в тьюторской деятельности. 

 

 

Krasheninnikova

Life-Long_Learner: биофак МГУ, аспирантура АН СССР, Школа бизнеса Открытого университета Великобритании, Virtual Teache Specialization (UCI via Coursera), Летние университеты тьюторства, эксперт конкурса онлайн курсов EdCrunch Award, лауреат IV конкурса онлайн курсов EdCrunch Award 2018

Координатор страницы Цифровая среда. Вопрошание

Вадим Евгеньевич Карастелев

Вадим Евгеньевич Карастелев

Кандидат политических наук, старший научный сотрудник лаборатории индивидуализации и непрерывного образования МГПУ, со-координатор Международной лаборатории интерактивного вопрошания Подробности:Блог, Сайт, Сообщество ВК

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости