Суббота
1 ИюнЛекция Т.В.Черниговской, избранные цитаты
В мае у нас появилась уникальная возможность -посетить лекцию Т.В.Черниговской “Человек в цифровую эпоху- как учить?” в Институте иностранных языков МГПУ. Т.В.Черниговская -сотруник Института свободных искусств (Санкт-Петербург) и хорошо известна как автор глубоких научных исследований в области психолингвистики и наук о человеческом мозге. В её лекциях слушатели ценят, помимо информации об актуальных научных исследованиях, также меткость и парадоксальность высказываний. Слушая её лекции, нужно иметь на вооружении ручку и бумагу для записи особо ярких формулироков. Так и было сделано, некоторые особо интересные высказывания Т.В.Черниговской по поводу современной ситуации в образовании приведены ниже.
- Стиральная машина как вершина цивилизации
- Дельфины – цари природы (у них совершенное тело, они видят нас насквозь, у них есть язык и неисчерпаемые источники пищи)
- Глобальный цивилизационный слом:
- Огромная скорость изменений
- Нарушение договоренностей- вещи и события ведут себя НЕ ТАК
- Исчезает способность верификации правды
- Мой смартфон мне постоянно что-то предлагает. Я ему говорю «Мне это не надо». А он мне: «Не ваше дело, мадам».
- Увидит ли Искусственный интеллект красоту картины (закат над Финским заливом). –Да, увидит. А поймет?
- ИИ будет все делать. А чем займемся мы?
- Если устроить тест Тьюринга для людей, то многие его не пройдут, поскольку они не люди.
- Зачем Эйнштейн играл на скрипке? Он не мог не играть (“I live in music”). Музыка помогала переключать алгоритмы?
- Открытия делаются:
- Не с логарифмической линейкой
- На чужом поле.
- «Интуиция – священный дар. Разум – слуга» (А.Эйнштейн)
- 1996 г. -Проигрыш Каспарова компьютеру Deep Blue – нечестный результат (память машины бесконечно +она была «натаскана» именно на Каспарова). Каспарову не дали дополнительный компьютер (как расширение его памяти), хотя он просил.
- 2006 г – машина обыграла Крамника.
- 2018 г.- созданная компанией Google Deep Mind система Alfa Go обыграла чемпиона игры Го
- А в покере? В 2018 г. бот побеил 4-х лучших игроков в покер.
- Наш мир- текучий, прозрачный, нестабильный, сверх быстрый, гибридный, мерцающий.
- Два высказывания, которые я ценю выше всех других:
- «Мир стал нечеловекомерен»
- Р.Спери (Нобель 1981 г. за открытие функциональной специализации полушарий человеческого мозга): «Сознание- как ветер. Его нельзя увидеть, можно увидеть тольео его результаты».
- Автономная жизнь цифрового мира:
- Интернет вещей
- Самоорганизация сетей
- Цифровая идентичность как признак отбора в социуме (нет её-нет и вас)
- Растущее недоверие к информации
- Тревоги:
- Синдром отложенной жизни
- Жизнь как черновик
- Цивилизация праздности
- Дезориентация в мире
- Греф трудоустроил у себя тех, кого снял с должностей заменив ИИ
- Homo confuses – человек дезориентированный
- Где этот бином Ньютона?
- Финляндия у нас за углом [про Питер]
- Я считаю, что нужно учить греческий и латынь
- Будь я правительством, я бы главные деньги отдала учителям
- Какой вы хотите, чтобы был учитель?
- Л.Витгенштейн: идея ковра, откуда каждый вытягивает ту нить, которую зацепил
- Какой логике подчиняется мозг? Честный ответ: сейчас нам неизвестно, какой логике подчиняется мозг.
- Мозг -физический объект. Какой физике он подчиняется?
- У нас в голове не один компьютер. Их минимум 2: аналоговый и…… [не записано]
- Может ли у ИИ появиться «Я» (сознание)? Как мы об этом узнаем. Узнаем? Будет ли он страдать? Сопереживать (имитировать)?
- Прозрачный мир неизбежно ведет к пересмотру базовых этических норм, ценностей и смыслов.
- Конвергентное образование:
- Образование понимания, а не запоминания
- Воспитание способности к постоянным переменам
- Новый верификационный механизм
- Привыкнуть к неудачам
- Метанавыки: способность жить в цифровом мире и сохранять человечность
- Обучение меняет мозг. Увеличивается плотность и качество нейронной сети и глиальной ткани вокруг неё.
- Мы многое проиграли ИИ. Давайте ориентироваться на человечное.
- Мозг должен тяжело работать.
- Мешок деда Мороза -сунул руку и вытянул что попало [про неосознанный выбор технологий]
- Кого с кем сравнивать будем? Академика с алкоголиком? А если он в одном лице?
- Детей надо учить ВСЕМУ!
- Детей надо учить музыке и иностранным языкам, чтобы их нейронная сеть рано и значительно более сложным образом настраивалась
- Те, кто знает более одного языка да еще и на музыкальных инструментах играет, тот отодвигает своего Альцгеймера на несколько лет
- Ничего не может быть хуже для любого обучения, чем скука (перестают вырабатываться дофамины, а без них невозможно запоминание). Лучше пусть будет ЛЮБАЯ мотивация, чем скука.
- У нас только искусство осталось, остальное железяки сожрут.
Эти цитаты можно -и нужно – использовать в тьюторской деятельности.