Тьюторское сопровождение инженерного проекта
 /  Пермский край / Тьюторское сопровождение инженерного проекта

Тьюторское сопровождение инженерного проекта

Юлия Якимова, учитель школы новых технологий №135 г. Перми, член МТА, представляет уникальный опыт тьюторского сопровождения процесса конструирования «машин Голдберга»

На сегодняшний день одним из ориентиров совершенствования  работы  учителя являются новые направления тьюторского сопровождения  различных видов деятельности учащихся и реализация на этой основе вариативных моделей  их образования через разработку индивидуальных образовательных траекторий. В нашей школе, специализирующейся на углубленном изучении предметов образовательной области «Технология» уже не первый год организуется тьюторское сопровождение физико-технического творчества учащихся.        Основное содержание данной модели проектирования тьюторского сопровождения   заключается в том, что тьюторант при поддержке учителя-тьютора  планирует и реализует серию образовательных инженерных проектов, активно используя сетевые технологии и ресурсы открытого образовательного пространства.                                                                                                    Одним из проектов, традиционно вызывающих интерес у школьников, является конструирование «машин Голдберга» – технических устройств выполняющих простое действие чрезвычайно сложным способом.

Тьюторское сопровождение  реализации инженерного проекта включает в себя несколько этапов.

I этап: аналитико-диагностический. Задача тьютора состоит в определении начального  познавательного опыта:  мотивации и целевых установок учащегося, степени освоения элементов физического знания необходимого для создания инженерного проекта, уровня проектно-конструкторской компетентности. Деятельность учителя на данном этапе направлена на диагностику уровня готовности обучаемых  к реализации инженерного проекта через наблюдение, беседу, тестирование, анализ портфолио и т.д.

II этап: мотивационный. На данном этапе учитель с тьюторской позицией создает ситуации, позволяющие учащимся осознать необходимость получения нового для них физического знания. Мотивом для усвоения физических представлений может выступать потребность приобретения знаний, необходимых для реализации технического проекта в целом или его отдельных составляющих. Одним из приемов стимулирования мотивации к  изучению прикладных вопросов физики, необходимых для создания технического устройства, является специально созданная учителем проблемная ситуация, требующая решения. В ходе совместной работы учителя и учащегося происходит планирование этапов проектной деятельности,  обсуждение и корректировка образовательных ресурсов, необходимых для успешного превращения научной идеи в техническую конструкцию.

Целесообразно выделить 2 подэтапа реализации инженерного проекта.

  1. Поиск способа решения технической задачи. Данный этап предусматривает детальный анализа проблемы на основе уже имеющихся знаний. Осознание недостаточности физических знаний для решения задачи побуждает учащихся к поиску дополнительных образовательных ресурсов.
  2. Творческое познание. Предусматривает материальное воплощение результатов когнитивной деятельности в виде технического проекта и проверку правильности найденного решения.

IV этап: рефлексивный. Анализируя результаты творческой деятельности, учащиеся делают вывод о том, какие способы обучения являются для них более эффективными. Формируются личностные качества необходимые для перехода на новый уровень самостоятельности.

Завершается рефлексивный этап планированием будущей работы, фиксацией пожеланий в выборе новой темы проектной работы, содержания  раздела предметной области  реализации проекта, групповой или индивидуальной формы работы  над проектом и своей роли в ней.

V этап: оценочно-коррекционный. Содержание данного этапа составляют: анализ результатов деятельности; оценка эффективности используемых средств; достигнутых образовательных эффектов; внесение коррективов в план деятельности. На завершающей стадии данного этапа тьютор предлагает сделать выбор: продолжить работать дальше с этим проектом или завершить проект, выбрать новое направление проектной  деятельности.               Результаты проектной деятельности учащихся традиционно публикуются на персональном сайте учителя, который является платформой для реализации образовательных проектов и инициатив учащихся.

Ролик с сюжетом о конструировании “машины Голдберга” можно посмотреть здесь  https://cloud.mail.ru/public/Urud/SCKXXhdkd

 

 

Руководитель Пермского регионального отделения МТА

Тюмина Марина Владимировна

Тюмина Марина Владимировна

m196104@rambler.ru

Образование:

  • Ростовский - на - Дону государственный педагогический институт, факультет истории и обществоведения, 1984 год.

Место работы:

  • Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Центр информационно-коммуникационных технологий», победитель краевого конкурса «Методическая служба – нашей новой школе», 2010 г, город Чайковский, директор до 2017 г.
  • Частный тьютор

Профессиональные интересы:

  • История становления образовательных систем и практика их реализации в современном мире.
  • Технологии открытого образования
  • Новые модели открытого образования
  • Индивидуализация предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  • Образовательный туризм.
  • Визитка РО Пермского края

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости