Как помочь дошкольникам стать «субъектами своего образования?»
 /  Чувашия / Как помочь дошкольникам стать «субъектами своего образования?»

Как помочь дошкольникам стать «субъектами своего образования?»

Чувашия

Как помочь дошкольникам стать «субъектами своего образования?»

Тьюторская стажировочная площадка МБДОУ «Детский сад № 108» г. Чебоксары продолжает свою деятельность в 2016-2017 учебном году в обновленном составе: Пылова М.Е, заведующий ДОУ – руководитель ТСП, Кассихина Э.Ю. педагог-психолог – координатор ТСП, Грошева А.В, воспитатель, Дмитриева Т.В, воспитатель.

В феврале 2017 мы дружно прошли курсы повышения квалификации в институте образования по теме: «Индивидуализация образования и развитие тьюторства в условиях реализации ФГОС». Ключевым эпиграфом курсов общепризнанно стали слова «Никогда ничего не делай для меня, ради меня без меня». На курсах мы много работали с пониманием того, должно поменяться в дошкольном образовании с введением федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Что это значит, когда ребенок «становится субъектом образования»? Что для этого должен сделать воспитатель и другие специалисты детского сада? Что должны сделать родители для того, чтобы помочь ребенку, действительно, стать субъектом своего образования? Как вообще научить ребенка самостоятельности и ответственности? Размышляя по этому поводу, мы пришли к выводу о том, что в основе этих изменений лежит другая система отношений между ребенком и взрослым, такая система, при которой взрослый сдерживает все свои попытки помочь ребенку, сделав что-то за него. Наоборот взрослый так обустраивает образовательное пространство ребенка, чтобы малыш смог проявить свой интерес к чему-то и попробовать сделать это самостоятельно, и чем больше у ребенка будет таких самостоятельных проб, тем быстрее он научится, действительно, быть хозяином своей маленькой детской жизни, своего образовательного мира. Решили начать с себя, с изменения своей педагогической позиции. А на помощь призвали новые образовательные технологии. Наибольший интерес вызвала у наших педагогов технология ментального картирования. Заметили, что особый результат ее положительного воздействия проявляется в познавательной деятельности дошкольников, так как способствует развитию интереса ребенка к познавательной деятельности, формирует целостную картину восприятия тех или иных событий, а педагогам, в свою очередь, помогает не просто «учитывать» интересы детей, а работать с их познавательными интересами. Попробовали эту технологию неоднократно на практике. Результат замечательный. Решили использовать эту технологию в работе с родителями, так как нам было важно не просто рассказать о том, что и как мы делаем с их детьми. А реально, на практике, показать, как все это «работает».

Пригласив родителей на родительское собрание, предложили им поделиться на три группы и ответить на вопросы: -Что должен знать и уметь ребенок в возрасте 4-5 лет? – первая группа -Что уже уметь ребенок в возрасте 4-5 лет? – вторая группа -Что бы Вы хотели, чтобы ребенок умел в возрасте 4-5 лет?- третья группа. Родители были удивлены новой формой проведения родительского собрания, но приняли ее. Они были не столько слушателями, сколько активными участниками совместной деятельности. В конце собрания воспитатель Грошева Алина Вячеславовна провела рефлексию, в процессе которой родители сделали много интересных выводов не только по вопросам построения отношений со своими детьми, но и по поводу необходимости изменения своей родительской позиции. А также сказали много хороших слов в адрес такой формы проведения родительского собрания, высказав свои пожелания и запросы относительно будущих родительских собраний.

Руководитель Чувашского регионального отделения МТА

Поликарпова Марина Георгиевна

Поликарпова Марина Георгиевна

mgpolikarpova@gmail.com,

Образование:

  • 2010 г. ЧГУ им. И. Н. Ульянова Инженер-энергетик, диплом с отличием; 2017 г. – курс «Семейное консультирование», ЧГУ им. И.Н. Ульянова. 2018 – курс «Психокоррекция», ЧГУ им. И.Н. Ульянова. с 2018 г. – Семинары и лекции П. Амонашвили, Л. Петрановской, Д. Зицера. 2019 г. – Семинар для педагогов «Современное педагогическое искусство: азбука НО». Теория и практика НО, философия современного образования, методы и подходы, знакомство со школой "Апельсин". Лектор: Дима Зицер. Институт неформального образования, Санкт-Петербург. 2020 г. – Курс «Навыки самообразования», Томский государственный университет. 2021 г. – Томский государственный университет Программа профессиональной переподготовки «Тьюторство в сфере образования», защита ВКР на отлично.

Место работы:

  • Самозанятый. Руководитель тьюторского пространства «На стороне ребенка», г. Чебоксары


Профессиональные интересы:

  • Оказываю сопровождение на этапах перехода. Работаю с альтернативными школами, семьями и детьми. Помогаю выстроить открытую, вариативную, провокативную и избыточную среду детям в частном образовании.
  • Визитка РО Чувашской республики
  • e-mail: mta-org@mail.ru

    Подписка на новости