Тьюторское сопровождение участников семейного лагеря
 /  Монтессори-педагогика / Тьюторское сопровождение участников семейного лагеря

Тьюторское сопровождение участников семейного лагеря

Тьюторское сопровождение участников семейного лагеря

Авторы: тьюторы классов монтессори МБОУ СОШ «Эврика-развитие» г. Томска Крапивец Елена Анатольевна и Шаляпина Ольга Олеговна.

 

Данная статья концентрирует опыттьюторского сопровождения в формеродительского запроса. Развернута набазе летнего лагеря. . Этот опыт можетбыть полезен тьюторам, которые связываютперспективы педагогики развития сформированием осознанной позицииродителя–заказчика образования.

Материалы статьи опубликованы в сборнике материалов 6 международной научно-практической конференции «Тьюторство в открытом образовательном пространстве:родительство, особое детство, учительство», Москва, 2013г..

Тьюторской практике, в которой мы работаем, более 20 лет. Изначально она формировалась на базе полисистемной инновационной школы «Эврика- развитие» г. Томска. Формируясь и активно развиваясь в одном из интереснейших направлений – в педагогической системе М. Монтессори, она приобрела многие черты этой педагогики: внимание к индивидуальности ребенка, проявлениям его интереса, возможность выбора, специально подготовленная среда и особая роль учителя.

Такое образование кардинально отличается от той традиции, в которой росли родители. Именно поэтому на всех этапах педагогам необходимо было тесно взаимодействовать с родителями, согласовывать с ними ценности самостоятельного движения ребенка, совместно планировать дальнейшие шаги, помогающие развитию ребенка, т.е. быть активным участником образовательного процесса.

За эти годы у тьюторов классов Монтессори уже сложились особые формы взаимодействия с родителями, ставшие уже традиционными:

* индивидуальные собеседования с родителями, на которых совместно обсуждаются успехи и проблемы ребенка (образы, ожидания и пути помощи ребенку),

* образовательные события и проекты (игра «Форт-Баярд», «Уроки на природе», проект «Возникновение Земли и жизни на ней», «Посвящение в первоклассники», «Лицейский бал»),

* семейная олимпиада для детей и родителей, на которой родители вместе с детьми в командах решают нестандартные задачи, конструируют и изобретают; олимпиада «Бегемонт»;

* рукотворческие мастерские, уроки шахмат и игры «Го», «Игры народов мира» и другие формы внеурочной деятельности;

* совместное проектирование и проведение праздников («Новый год», «Выпускной».

Вначале мы видели у родителей большое желание интересно проводить время со своим ребенком. Благодаря этому взаимодействию, мы увидели семью как огромный ресурс для всех детей. Бабушка может прийти в класс и научить печь блины на Масленицу, а папа – здорово играет в футбол со всеми ребятами класса. Каждое впечатление от таких уроков очень сильно и складывается у ребенка в ощущение важности и ценности семейных отношений. Многие родители так и остаются активными участниками разных совместных событий. Но часть из них стремится активно влиять на пространство, в котором живет ребенок, обустраивать его предметное окружение и брать на себя ответственность по проектированию событий. Для них важным становится наблюдение за ребенком в разных нестандартных ситуациях, актуализация его запросов и потребностей, помощь в

преодолении трудностей, способствование росту своего ребенка, и в результате, видение этого роста.

Вот примеры рефлексии родителей по поводу участия их ребенка в проекте. В них мы видим то, что родителям дорого.

Мне интересно было увидеть переломный момент между ребенком и взрослым. Временами Ян бывает ребенком, а временами поступает абсолютно самостоятельно. Хочется, чтобы Ян сохранил этот талант сочетать в себе разное. Папа Женя

Самостоятельность увидела. Увидела то, насколько значимо, что ребенок дорожит своими достижениями, способностями, открытиями. Как важно, чтобы у ребенка формировалась свобода выбора, чем и с кем он будет заниматься. Мама Ульяна

После успешного опыта проектирования и проведения разного рода проектов к тьюторам классов Монтессори обратилась группа родителей с идеей создания летнего семейного лагеря в экопоселении на Алтае. Такой проект, по мнению организаторов, должен был иметь экологическую направленность и содержать разнообразные средства и способы культурного взаимодействия с большим количеством детей. Мы назвали его «Семейная школа исследователей». Заказ был неожиданным: им не требовалось, чтобы мы придумали и проводили образовательное событие для их детей, а сопровождали их в «пробном действии».

Наш многолетний опыт индивидуального сопровождения ребенка в разных видах образовательной деятельности (учебной, проектной, творческой), работа с разновозрастной группой по методу Монтессори, а также опыт по выстраиванию активной родительской позиции помогает нам проектировать и реализовывать различные детско-взрослые проекты.

Мы понимали, что для успешного тьюторского сопровождения участников проекта нам необходимо ставить следующие задачи:

* Наладить эффективное взаимодействие между семьями в условиях поселения.

* Включить семьи в нестандартный образовательный процесс, выявив интересы, возможности каждого члена сообщества.

* Увидеть какие формы взаимодействия на что срабатывают.

* Организовать разные формы рефлексии для формирования осознанности и активной родительской позиции.

Сопровождение участников проекта проходило в несколько этапов.

1.Проектирование события

Что делали педагоги: Что делали родители:

* делегирование ответственности

семьям,

* поддержка и помощь в поиске

информации,

* совместное проектирование

содержательной части лагеря с

каждой ответственной семьей

* мозговой штурм, * создание группы «В контакте», распределение ответственности каждой семьи по дням, создание программы событий, поиск материальных ресурсов http://vk.com/club36107260

* консультирование при написании программы на грант; * консультирование в организации пространства для поддержки самостоятельности детей; * выявление профессиональных и индивидуальных умений взрослого и встраивание их в сферу детского интереса. Среди родителей оказались: метеоролог, биолог, журналист, гроссмейстер, врач, филолог, спасатель. * выигран грант на организацию семейного лагеря http://researcher.tomsk.ru/ * строительство помещений в поселении и обустройство быта, места для исследований и досуга, спортивных мероприятий. * Каждый родитель принял на себя ответственность за своё действие с детьми (гимнастика ци-гун, приготовление сборов трав, строительство моста через ручей, постановка спектаклей и шахматный турнир и многое другое).

2. Этап реализации проекта.

Поскольку проект имел экологическую направленность, и пространство экопоселения требовало к себе особенного отношения, то главным героем исследования была природа. А главный акцент ставился на прояснение для детей взаимозависимостей в экологической системе и понятийного содержания термина «гармония природы и отношений». Отдельными блоками рассматривались основные природные стихии, исследовались свойства воды, воздуха, земли, путем экспериментирования и моделирования. Для выстраивания гармоничных отношений между семьями и детьми большое внимание уделялось творческим пробам (хороводы, совместное музицирование, рукотворческие мастерские, коммуникативные игры). На этом этапе главной задачей тьюторов было ведение рефлексии для детей и взрослых. Она проходила ежедневно в виде рефлексивных кругов, сочинения текстов и психологических упражнений. Это помогало каждой личности понять себя, осознать свою ценность и ценность своей семьи, стать более терпимыми, гибкими и внимательными друг к другу.

Что делали тьюторы:

– индивидуальная беседа с каждой семьей (обсуждение событий, роли в них, важность участия каждого ребенка и взрослого)

– сопровождение семьи, ответственной за организацию дня (содержательное наполнение, информационная поддержка, разрешение конфликтных ситуаций)

– сопровождение подростков, эффективное встраивание каждого в проект, организация безопасных и успешных проб в качестве ведущих или помощников взрослых;

– формирование образовательной среды (газеты по итогам дня, оформление текстов и работ детей, представление результатов работы каждого участника)

– сопровождение родителей в организации финального праздника (кругосветка, спектакль детей, написание взрослыми философской притчи о лагере и ее инсценировка)

– организация рефлексивных и планировочных кругов.

* Организационные формы тьюторского сопровождения в проекте.

Название формы Цель

1. Установочный круг Планирование работы на день Поиски сотрудничества Возможности для проявления инициативы

2. Свободная работа

(разбивка на группы по

интересам) Исследование окружающего мира Актуализация интересов Тренинг тьюторской позиции у взрослого

3. Презентационный круг Представление результатов исследования каждой группы из 3-6 человек

4. Подвижные,

коммуникативные,

интеллектуальные игры Социализация

5. Творческие мастерские Овладение разными навыками ремеслами, развитие мелкой моторики

6. Вечернее музицирование,

театрализация, танцы,

пение Творческое взаимодействие, коммуникация

7. Мастерская письма Опыт понимания себя через текст.

8. Рефлексивный круг Получение обратной связи, обсуждение дня.

Вот примеры текстов с «Мастерской письма».

Про ручей.

Один ручеек родился под горой. Он был очень любопытный. И захотелось ему узнать, что вверху, на другой, более высокой горе. Он решил побежать туда. Но не смог пробить дорогу. Ему мешал большой камень. Он долго пытался сам пробить путь, и тут в него впал другой ручей. Они разломали камень. Но они все равно не смогли дойти до его мечты, потому что ручейки вверх не бегут.

Семён, 7 лет

Туман.

Один раз небо пролило молоко. Оно его часто покупало, но было оно неаккуратное. Туман бывает густой и не очень, потому что иногда небо голодное, и иногда сытое. Но всегда покупает, а в магазин ходит к месяцу. Для неба ночь – это как день, а утром оно отдыхает. Оно проливает молоко, ведь оно хочет спать и кружку трудно держать, вот так получается туман.

Лука, 7 лет

3. Итоги проекта

* Динамика взаимодействия между семьями в условиях поселения

1. После лагеря семьи поселенцев сохранили традицию утренних планировочных и вечерних рефлексивных кругов, т.к. увидели, что эта форма общения снимает эмоциональную напряженность, облегчает решение бытовых вопросов, помогает объединять общие усилия и работать в одном направлении.

Рефлексия детей Рефлексия родителей

Мама очень понятливая, с первого

или со второго слова понимает. В

городе по-другому. Никита.

Я очень волновалась. Я первый раз с детьми втроем на природе. В городе работа, быт, а здесь много времени с детьми. Я поняла, что на Никиту можно положиться, я общалась с ним на равных, как с другом. А в Настюхе мне понравилось, как она общается с природой. И она абсолютно независима. Мама Ирина

2. Благодаря рефлексивным кругам изменилось качество общения между семьями: приоритет сместился в сторону нравственных и образовательных вопросов.

3. Внутри семей улучшились отношения между родителями и детьми

« Мне нравится, что я увидела что-то кроме пластилина, заинтересованность еще чем-то у Тимофея». Мама Наташа

«Я не знала, что папа столько знает, он мне этого не говорил» Даша. (Из рефлексии)

4. Для взрослых было очень радостно встретить единомышленников.

«Что дети взрослые, легко живут отдельно. Увидела терпение, зная, что у родителей много дел, дети стараются все решать сами». Мама Света. (Из рефлексии)

«Я увидел процесс в детях – у них развиваются и проявляются классные качества. Лагерь этим качествам дал возможность проявиться. А дети такие, какие они есть». Папа Леня (Из рефлексии)

* Включенность семей в образовательный процесс

1.Каждый взрослый прошел через несколько этапов включения:

– ведомый (все поддерживают в решении проблем, помощь в обеспечении бытового комфорта)

– пассивный участник (выявление интересов, включение во все формы деятельности)

– становление активной позиции (поддержка любой инициативы, нахождение возможностей для ее проявления, благодаря гибким границам, свободному планированию и наличию вакантных мест).

2. Большинство семей в результате было включено в нестандартный образовательный процесс на разных этапах и в разных ролях.

3. Успешное разрешение страхов взрослых по поводу своей несостоятельности.

«Дети гораздо проще меня адаптируются и приживаются в коллективе. Мне есть чему у них поучиться». Папа Андрей (Из рефлексии)

Спонтанно возникший из инициативы родителей, этот проект открыл для каждого из 40 его участников нечто новое. Дети почувствовали гордость за своих родителей, увидев их в неожиданной роли. Родители открыли для себя богатый спектр своих возможностей и интересов детей. Оказалось, что они могут дать ребенку образование, продлить и развить его интерес, научить чему-то в практической жизни.

Для нас, тьюторов, было открытием, что родители хотят для себя в образовании активной роли. Осознанный родитель начинает по-новому относиться к образованию своего ребенка, включаясь в пространство его проб, помогая в становлении его личности.

В связи с этим, необходимо сместить акцент с индивидуального сопровождения ребенка на сопровождение семьи. И становление активной родительской позиции обернется для школы огромным ресурсом. В этом учебном году тьюторы предложили родителям классов монтессори совместно спроектировать и провести такие образовательные события, как «Уроки спорта на природе» и «Погружение в пушкинскую эпоху».

 

Координаторы страницы Монтессори-педагогики

Крапивец Елена Анатольевна

Крапивец Елена Анатольевна

krapivetz.ru@yandex.ru

Образование:

  • Томский Государственный Университет, филологический факультет, 1996 год.

Место работы:

  • Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Эврика-развитие», г. Томск, тьютор начальных классов монтессори.

Профессиональные интересы:

  • Интеграция современных образовательных технологий в практическую деятельность тьютора
  • Разработка и методическое описание автодидактических материалов для самостоятельной работы
  • Технология тьюторского сопровождения в условиях средовой педагогики
  • Организация рефлексивной деятельности младших школьников в образовательном событии
  • Образовательный туризм.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости