Воскресенье
4 ДекСетевой образовательный проект для младших школьников и подростков «Соседство»
24 августа в Томской области прошел XII РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ И ИННОВАЦИОННЫХ РАЗРАБОТОК, где в рамках
лаборатории «Развитие региональной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей достижение высокого качества образования в соответствии с ФГОС: сети Ресурсно-внедренческих центров инноваций и Межмуниципальных центров по работе с одаренными детьми» nьюторы классов Монтессори МБОУ СОШ «Эврика-развитие» (Борина Влада Леонидовна, Евстигнеева Ирина Анатольевна, Крапивец Елена Анатольевна)
выступили с докладом на тему: «Сетевой образовательный проект для младших школьников и подростков «Соседство»: всероссийский масштаб педагогического и управленческого проектного мышления».
Первая сессия образовательной программы «Соседство» состоялась в г. Красноярск, в ней участвовали 49 ребят и 6 педагогов (школа «Монтессори», г.Томск и гимназия «Универс», г.Красноярск). Опыт сотрудничества монтессори-учителей начальной школы и учителей развивающего обучения оказался успешным.
Начиная с 2006 г. по настоящее время проходит две недельных сессии образовательной программы в год. Её участники по очереди приезжают друг к другу в город и участвуют в образовательном событии. В течение недели все знакомятся с новым городом и людьми через новые, неучебные формы взаимодействия в непривычной образовательной практике с учителями из разных педагогических систем, со специалистами-профессионалами своего дела (не учителя).
За эти годы идея «Соседства» выросла в межрегиональный сетевой проект, в котором в течение одной сессии сотрудничают до 150 детей, около 30 педагогов из разных городов России
В основе концепции проекта «Соседство» – идея разработки такого способа организации образовательного события и тьюторского сопровождения его участников, которая включает следующие целевые показатели:
- Другая (не учебная) жизнь детей и взрослых, которая предполагает другое взаимодействие в непривычной педагогической практике с другими специалистами, в другом городе, в другой семье
- Организация ИОП, индивидуальные и групповые результаты, полученные в непривычных условиях
- Развитие образовательного кластера на территории проекта (школы, вузы, НИИ, музеи, театры, библиотеки, художественные мастерские, бизнес-предприятия, мэрия и др.интересные места) – тестирование, кооперация и база данных ресурсов для складывания кластера.
Во время проекта «Соседства» каждый ребенок приобретает богатый опыт проб в разных видах деятельности, которые проходят в интенсивном режиме. Чужие незнакомые друг другу люди проживают опыт совместного преодоления. Именно они и становятся реальным зеркалом, которое помогает ребенку восстанавливать свой опыт, переосмыслять его и наращивать новый.
После проекта каждый ребенок уходит в семью, где знакомится и проживает опыт иной культуры и получает опыт самостоятельного выстраивания отношений с новыми людьми: взрослыми и сверстниками.
Только через встречу с новым, неизвестным (с ситуациями неопределённости) ребенок реально приобретает и проявляет разные компетентности. Интенсивное погружение в активные формы совместного взаимодействия, подкрепленное рефлексивными действиями, а также публикация результатов своей работы, переводит пробу ребенка в опыт.
Важно заметить, что сетевой проект «Соседство» прошел открытую общественную профессиональную экспертизу, проводимую МОО “Межрегиональной тьюторской ассоциацией” в рамках V юбилейного семинара-конференции “Летний университет тьюторства-2016”, где получил статус авторской технологической разработки.