Секреты создания автодидактических материалов для самостоятельной работы
 /  Монтессори-педагогика / Секреты создания автодидактических материалов для самостоятельной работы

Секреты создания автодидактических материалов для самостоятельной работы

Важной составляющей тьюторского сопровождения ребенка является образовательная среда, обеспечивающая индивидуализацию. Такая среда должна иметь условия для  самостоятельного выбора и возможность самостоятельного движения в ней.  В данной статье  мы открываем секреты создания материалов для самостоятельной работы.

авторы:  Е. В. Григоренко, Е. А. Крапивец, О. О. Шаляпина

Тьюторы МБОУ СОШ Эврика-развитие г. Томск

Преимущества автодидактического материала в том, что он не требует постоянного присутствия взрослого. Он является стимулом для внутреннего самостоятельного развития ребенка, т.к. сориентирован на возраст ребенка и его психологические нужды. Он сам учит (является учителем) и знания «рождаются» в ребенке под воздействием данного материала.

Большой вклад в изучение технологии автодидактических материалов внесён итальянским профессором М. Монтессори, которая не требовала от детей заучивания материала, но предлагала помощь через короткий урок, который сегодня принято называть презентацией. Предполагается, что интерес, возникший у ребенка, побуждает его возвращаться к изучаемому, возможно, на новом уровне.

Автодидактические материалы — огромный ресурс для работы с детьми. Чтобы каждый педагог мог пользоваться ими активно, а также создавать свои материалы, пополняя образовательное пространство класса, познакомимся с секретами их создания.

Пользуясь описанными принципами, каждый педагог может создавать автодидактические материалы по любой теме любого предмета для детей любого возраста. Также наш опыт может быть интересен педагогам, которые вводят элементы самостоятельной работы на групповом уроке, практикуют индивидуальный подход, экспериментируют с применением творческих заданий и нестандартных решений.

 

       Данный материал является частью  сборника «Секреты материалов для самостоятельной работы: методические рекомендации по разработке авторских материалов в начальной школе (авторы:  Е. В. Григоренко, Е. А. Крапивец, О. О. Шаляпина). Данный методический комплект является финалистом областного конкурса УМК, направленных на реализацию современных образовательных технологий и достижение учащимися ключевых компетенций (ОГБУ «РЦРО» 2013 г.)

В нем  раскрываются не только секреты автодидактических материалов, но и описаны способы работы с материалами по фразеологии, а также модели их разработки.

Материалы, описанные в сборнике активно применялись педагогами разных образовательных площадок России («Школа Монтессори Валентины Михайловой», г. Санкт-Петербург, Монтессори-клуб «Выше радуги», г. Челябинск, Начальная школа «Вершина», г. Владивосток и др…

Секреты создания материалов для самостоятельной работы

Секрет первый

Самостоятельная работа — ключ к успеху использования автодидактического материала.реб

Сегодня для нас с вами особенно актуально развивать в наших учениках умение

самостоятельно работать. Только в ходе самостоятельной работы ребенок может развить свой интерес, экспериментировать, размышлять. Если самостоятельные занятия с автодидактическими материалами будут вестись без перебоя в течение всего учебного года, результаты обязательно повлияют и на фронтальные уроки, улучшая их качество.

Почему же формы самостоятельной работы так эффективны?

1. В самостоятельной работе по-настоящему могут проявиться интересы ребенка. Мы, взрослые испытываем чувство гордости, когда наш ребенок, часто еще дошкольник, уже глубоко разбирается в любимой теме, поражая нас своим интересом и знаниями. Динозавры, космос, машины, древние царицы, или герои мультсериалов. Ребенок старательно работает, собирая коллекции, делая модели и макеты. В начальной школе интересы дети гаснут не сами, это мы их тушим: «этой темы нет в программе, лучше выучи правило, открой учебник, делай задание» И ребенок, с такой охотой посвящавший себя «Делу» начинает отворачиваться от знаний.

2. В самостоятельной работе гораздо яснее вскрываются разные недочеты в навыках и знаниях, которые гораздо легче ликвидируются в обстановке классной самостоятельной работы, чем дополнительными занятиями с отдельными детьми. В первом случае ребенок не только сам изживает, но и учитывает свои недостатки.

3. Разный темп детской работы, от которого качество не зависит. Во время самостоятельных занятий у каждого ребенка есть возможность тратить столько времени на работу, сколько ему необходимо. У медлительного ребенка 8-10 лет нельзя выработать более быстрый темп, подгоняя его работать быстрее. Углубленный в работу и наблюдая товарищей, успевающих сделать больше, ребенок постепенно вырабатывает и у себя более быстрый темп и перестаёт отставать от товарищей. И наоборот, дети с ложным быстрым темпом, наблюдая за организованными и спокойными ребятами, приходят к осознанию несовершенства своей работы.

4. Дети научаются располагать свою работу в определенном порядке и доводить ее до конца. Одновременно у них развивается строгая точность и четкость в выполнении работы, а с ними и концентрация внимания, и углубленность в тот предмет, с которым они работают.

5. Дети научаются ориентироваться в материале – необходимы качества для всякой работы и у взрослого.

6. Самостоятельная работа – школа развития внимания. Внимание — точка опоры в развитии интеллекта. Без него невозможно никакое познание, никакая творческая работа. «Развивая внимание самостоятельными упражнениями с материалами, дети самостоятельно упражняют интеллект, приобретая умственные привычки, характерные для индивидуальностей». (Ю. И. Фаусек «Самостоятельные занятия учащихся 1–4 классов).

7. Продуктивность работы в часы самостоятельных занятий выше, чем на фронтальных уроках. За 45 минут отдельный ребенок выполняют гораздо больше, чем в течение урока весь класс.

 

Секрет второй

Особенностям возраста — особенный материал

 

Давайте вспомним самые важные из возрастных характеристик:

Ребенка 6–12 лет отличают ненасытность в приобретении знаний о внешнем мире,

желание исследовать, экспериментировать и жажда творчества. Следовательно, содержание материалов должно быть шире рамок школьной программы, в него необходимо включать и спорные, исключительные случаи. Это стимулирует ребенка начать исследование, обратиться к словарю, заметить противоречие, выдвинуть собственную гипотезу. Например, так может выглядеть задание к автодидактическому материалу «Родственные слова».

                                                 Задание

1. Прочитай группу слов одного цвета. Чем они похожи и чем отличаю

2. Объедини родственные слова в группы.

3. Спиши их в тетрадь, выдели корни. Отдельно выпиши слово, которое ни к одной группе не относится.

4. Допиши в каждую группу по три родственных слова.

5. Пользуясь словарем, найди группы слов с похожими по написанию корнями*.

6. Составь подобное задание для одноклассника*.

Фрагмент лексического материала «Родственные слова»

колесница

колёсный 

колесо 

Коля

колос       

колоситься

колосистый

колосок

колечко

коляска

колёсико 

колесить 

Первое и второе задания стимулируют к исследованию через сравнение и классификацию. Ребенку предстоит самому сделать открытие про омонимичные корни слов, которые совпадают по звучанию, но разные по значению. Третье задание предполагает фиксацию исследования с доказательством (выделение общего корня). Последние задания приглашают ребенка к творчеству. Ребята очень любят создавать свои материалы и презентовать их для своих одноклассников. Они также могут находиться в среде класса. Важно указывать на них автора задания.

Например, третьеклассница Люба С. подобрала такие слова:

Кот, котяра, котик, котлета, котенок, кошачий, кошкин, котел, котелок, котишко, котище.

Психологические новообразования этого периода «обусловлены природой и предполагают повышенную восприимчивость  к  культурным  ценностям»

(М. Монтессори). Это значит, что любой языковой материал может помочь ребенку впитать картину мира своего народа, его ценности, моральные устои, и т. д. Нужно только грамотно подбирать содержание материала.

Особенно ярко заметно это на примере изучения пословиц, поговорок, афоризмов и фразеологических оборотов. Разгорелась целая дискуссия, когда мы предложили обсудить фразеологизм «Не лыком шит».

Предлагались варианты «не пустой», «не богатый», «не делает глупых дел», «занимается легкими делами» и многое другое. Дети с интересом рассуждали о том, как они понимают смысл данных выражений. Затем выделили то слово, которое необходимо было узнать, чтобы рассекретить выражение целиком.

В разнообразные материалы по лексике, побуждающие размышление детей мы вставляем задания типа:

1.  Объясни, как ты понимаешь смысл данных крылатых выражений.

2.  Запиши ситуацию, в которой мог бы быть использован любой из данных афоризмов*.

3. Найди и запиши в словаре афоризмы, которые тоже относятся к этой теме*.

(Задания к материалу «Афоризмы»)

 

«Мне больше всего понравилось крылатое выражение: «Нет ничего глупее, чем хотеть быть умнее всех». Оно мне кажется очень мудрым. Не надо ставить перед собой ненужных целей, ведь все равно найдется человек, который в чем-то умнее тебя. Глупо мерить свой ум, ведь не для этого мы получаем знания. Ум нам нужен, чтобы делать мир лучше, совершать разные открытия, изобретать что-то новое».

Савелий Т., 4 класс

Классики психологии (Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов) отмечают, что именно в этом возрасте у ребенка формируются фундаментальные психические новообразования — произвольные психические процессы и способность действовать в уме, во внутреннем плане действий, закладывается способность произвольно сосредотачивать внимание на нужном объекте, произвольно вычленять из памяти то, что необходимо для решения текущей задачи. Ребёнок научается выделять цель действия, условия и средства её достижения. Следовательно, у ребенка вырабатываются способности к абстрактному, теоретическому мышлению, обобщённому охвату конкретной ситуации.

Значит, не стоит упрощать в начальной школе теоретические понятия, само содержание материала, а предлагать ученикам исследовать и обобщать.

Пример задания к автодидактическому материалу «Синонимические ряды»:

 

Задание

1. Прочитай карточки со словами.

2. Классифицируй синонимы по группам.

3. Докажи, что эти группы слов являются синонимами.

4. Придумай и запиши с одним синонимом из каждой группы словосочетание*.

5. Вспомни или выпиши из словаря другие группы синонимов. Придумай и запиши интересную историю, используя данные слова*.

Объясни, все ли синонимы из группы можно вставить в текст твоей истории. Почему?

Фрагмент материала «Синонимические ряды»

   Ряд синонимов Другие ряды слов
                    Быть голодным, чувствовать голод, голодать.
Голод, голодный, голодать, проголодаться, голодание.
Я голоден. Я проголодался. Хочется есть. С утра маковой росинки во рту не было.

Другую особенность, которую подметил Л. С. Выготский — заинтересованность

школьников должна проявляться в увлеченности содержанием предмета через

активную деятельность. Процесс такой работы приносит творческое удовлетворение, ощущение необходимости новых знаний, желание знать больше о предмете, углубиться в его суть. Следовательно, задания должны быть разными по виду деятельности, содержать четкую инструкцию действия.

 

Задание

1. Подбери к каждому омониму подходящее толкование и пример.

2. Спиши 2 пары омонимов с их толкованием. Придумай и запиши

предложение с каждым из омонимов.

3. Найди в толковом словаре две пары омонимов и выпиши их в тетрадь

вместе с их определением.

4. Придумай предложение с каждым из омонимов*.

5. Придумай подобное задание для одноклассника**.

Здесь ребенок будет раскладывать материал, писать, сочинять, искать слова в словаре. Итак, материал для ребенка станет значимым, если мы с вами постараемся грамотно создавать источники интереса и с учетом индивидуальных особенностей каждого.

Секрет третий

 

Возможность выбора – обязательное условие самостоятельной работы

ребенка.

 

1. Выбор материала для работы.

Чтобы выбор материалов состоялся, поставим их в свободный доступ, распределим

по областям знаний и разделам. У каждого будет свое место (его тоже удобно подписать). Материал требует сознательного выбора работы, а не хватания первой попавшейся коробочки. Сознательному выбору детей могут помогать вопросы, которые помогут ему подумать о своем выборе (Какой из материалов тебя больше интересует? Что бы ты сегодня хотел узнать? Что бы тебе было интересно поисследовать?). А также рефлексия детей после работы (Каким материалом ты сегодня занимался? Что ты для себя открыл? Какой из материалов ты бы порекомендовал для занятий другу?)

2. Выбор места раскладывания материала.

Некоторые материалы не помещаются на столе, поэтому их можно раскладывать, например, на коврике. Можно обустроить еще несколько мест для работы с материалом в парах или в мини-группах. Наш опыт показал, что 70% детей необходимо менять место для своей деятельности, а также положение тела для более эффективной работы. Как легко заучивать разные стихи и рифмовки, стоя на лопатках. Тогда мы сможем избежать искривления осанки!

При этом нам с вами важно обращать внимание ребенка на порядок в расположении материала. Порядок снаружи рождает порядок внутри.

3. Выбор партнера для занятия.

Благодаря тому, что дети работают каждый со своим материалом индивидуально, а не выполняют одну и ту же работу по заданию учителя, у них рождается интерес к работе товарища. Двое детей сидят рядом, и у каждого из них своя коробочка с

различным содержанием. Глаза одного невольно останавливаются на материале другого, он присматривается и говорит: «Когда я окончу свою работу, я возьму твою». Также этот интерес к работе товарища стимулирует развитие взаимопомощи. Можно часто видеть, как ребенок обращается не к учителю, а к более сильному товарищу с просьбой написать  какое-нибудь  слово или сделать рисунок, который ему не удается.

Можно стимулировать взаимодействие детей через такие инструкции к заданию

                           Задание

1.  С помощью словаря приготовь подобное задание для одноклассника.

2.  Спроси одноклассника, как он понимает фразеологизм «одного поля ягоды».

3.  Предложи своему товарищу поразмышлять о том, почему так говорят «смотреть, как баран на новые ворота.

Секрет четвертый

 

Собственное открытие приносит истинное удовлетворение.

 

Здесь нам очень важно помнить, что, работая с

автодидактическим материалом, ребенок сам добывает знание. Роль учителя тоже меняется от транслятора знания к консультанту-помощнику, внимательному наблюдателю. Может показаться, что ему почти нечего делать. Это не так, задача учителя не меньше и не легче! Ему надо подготовить огромное количество знаний, чтоб удовлетворить умственный голод ребенка. И он, в отличие от обычного учителя, не ограничен программой, предписывающей, какое количество каждого предмета должно быть предоставлено в течение определенного времени и за какие границы не переходить. Эти потребности ребенка, очевидно, более трудно удовлетворить, и учитель не может больше прикрываться программой и расписанием. Ему следует самому ознакомиться в достаточной степени с каждым предметом.

Он готовит среду, наполняет ее необходимыми материалами, а затем у него появляется уникальная возможность — наблюдать за работой ребенка. И тогда очень хорошо можно увидеть дефициты каждого, понять, как эффективней помочь ребенку продвигаться самостоятельно, фиксируя очень важные вещи, которые незаметны на фронтальных уроках:

— сознателен или формален выбор ребенка;

— в каком темпе он движется;

— как справляется с трудностями;

— доделывает ли работу до конца;

— соблюдает ли порядок в расположении материала (иначе работа выйдет плохо);

— последователен ли он в выполнении инструкций к материалу;

— как у ребенка развивается внимание.

Так изо дня в день, проводя наблюдение, учитель находит ключик к каждому ребенку, помогает им понимать свои недочету и трудности, находить и исправлять их самостоятельно.

 

Секрет пятый

 

Материал в единственном экземпляре стимулирует желание с ним работать

Каждый автодидактический материал в среде имеется в единственном экземпляре.

Это может показаться странным, ведь каждый учитель хочет обеспечить доступность учебных материалов. Но из опыта мы убедились, что это помогает ученику более осознанно подходить к выбору материала, воспитывает волю (умение ждать, добиваться своей цели), стимулирует к коммуникации (договориться работать вместе или подождать), учит планированию, помогает упорядочиванию пространства (у каждого материала свое место).

Секрет шестой

 

Соблюдаем этапность, разновариантность и разноуровневость

1. Тематическое содержание материалов осваивается поэтапно.

Учащийся выполняет задание от простого к сложному, от общего к частному,

от конкретного к абстрактному. Например, в первом конверте темы «Омонимы»

ребенок знакомится с омонимами и их значениями, во втором он различает омонимы и многозначные слова, а в третьем – ищет эти различия в словаре.

Очень важно, чтобы материал дозировался по возрастам и по возможностям ребенка. В конвертике должно находиться столько карточек (7–9), чтобы самый медлительный ученик мог закончить свою работу. В первых конвертах, на этапе знакомства очень важна иллюстрация. Картинка может обратить внимание ребенка, натолкнуть его на пути рения задачи. В этом примере ученик легко обнаруживает, что сильный мужчина и цветок не имеют ничего общего, кроме слова-наименования. Разбирая следующие карточки, ребенок окончательно в этом убеждается и делает выводы, формулируя правила.

 

Фрагмент материала к конверту «Омонимы»

 

 борец  борец цветок
                     

                                Борец 

 

                      

                             Борец 

 

 

Спортсмен, занимающийся борьбой

 

Травянистое растение

 

Также сам материал требует последовательности в фиксировании результата работы, после работы с любым языковым материалом в тетрадке ученика остается след, который поможет ему справляться с работой на следующем этапе.

2. Материал дается в нескольких вариантах.

В коробочке может располагаться несколько конвертиков с подобными заданиями,

что позволит ребенку закрепить знания и отработать навыки достаточно глубоко.

При этом ему не приходится заучивать правила.

3. Важно, чтобы автодидактический материал был интересен детям с разными возможностями.

Каждое задание можно сделать разноуровневым. При работе с лексикой мы предлагаем три уровня сложности:

— на 1 уровне ребенок экспериментирует со словами, включая их в классификацию, вычленяет их общие и отличительные признаки;

— на 2 уровне он включает слово в контекст, использует его в своей речи;

— 3 уровень предполагает собственное творчество ребенка, создание собственных текстов, заданий на ту или иную тему.

Пример задания к конверту «Омонимы»

Задание

1. Собери слова-омонимы попарно.

2. Докажи, что это разные слова, которые одинаковы по написанию.

3. Запиши пары в тетрадь.

4. *С любыми двумя-тремя парами придумай предложения.

5. **Пользуясь толковым словарем, найди и выпиши пары омонимов. Со-

ставь с ними два предложения.

Секрет седьмой

 

В одном материале — одна трудность.

Выделение одной трудности в одном материале упрощает задачу для ребенка и дает ему возможность воспринять проблему с большей готовностью. Например, сначала ребенок отрабатывает навык объединения разных слов в синонимические пары, а в следующем материале — работает с синонимическими рядами, и только затем — разбирается с синонимами многозначных слов и т. д.

Также вначале каждого блока заданий находится определение термина, понятия, над которым идет работа.

Пример карточки с определением, прилагающейся к автодидактическому материалу «Омонимы»:

 

Омонимы — (от греч. homos — одинаковый и onyma — имя), разные, но одинаково звучащие и пишущиеся единицы языка (слова, морфемы и др.). Например,

«рысь» — бег и «рысь» — животное.

Многозначные слова — слова, имеющие несколько значений, которые связаны между собой, имеют общие элементы. Например, слово «стена» имеет четыре значения:

1. Вертикальная часть здания, служащая для поддержания перекрытий и для

разделения помещения на части

2. Высокая ограда;

3. Вертикальная боковая поверхность чего-либо;

4. Тесный ряд или сплошная масса чего-либо, образующие завесу, преграду.

Общий элемент здесь может быть определен как «вертикальная преграда,  отделяющая что-то».

Секрет восьмой

 

Самоконтроль ошибок — гарантия качества!

 

Встроенный в материал контроль ошибок дает ребенку возможность самоконтроля, способствует независимости ребенка от взрослых. Он может быть механический (нарушение целостности по типу паззла) и визуальный (несоответствие пары, нарушение гармонии ряда, цветная маркировка, контрольная карта). Следует отметить, что самоконтроль дидактического материала, по мнению М. Монтессори, имеет огромное воспитательное значение. Ошибки стимулируют  присматриваться к предметам, переделывать работу несколько раз, и в этих повторных упражнениях ребенок не только обостряет свои чувства, но и упражняет свое внимание. Традиционный контроль со стороны учителя также имеет значение, однако принципиально, что он идет вслед за самостоятельным контролем ребенка и поэтому является сопроводительным. Главная задача учителя — проконтролировать, сделал ли ребенок самостоятельный контроль своих ошибок.

Секрет девятый

 

Творчество, эксперименты, пробы — лучшие учителя.

 

Возможность экспериментов и открытий должна быть заложена в самом  материале. Возможность изменить форму деятельности в пределах одной работы, чтобы решить одну и ту же задачу под другим углом.

В каждом классе всегда есть дети, которые желают творчески подходить любой, даже самой рутинной работе. Они нередко предлагают другие формы представления сделанной работы вместо списывания групп слов в тетрадь (доклад по изученной теме, сочинения рассказа с изученными выражениями, нахождение в словаре слов с подобным значением, придумывание собственных выражений и т. д.).

 

Пример выражений, придуманных детьми:

«Мы с Верой с одной начинкой пирожки, так похожи друг на друга.

Вешать гирю на разум — обманывать

Молчит, будто прищепку на губы повесила».

Таня К., 3 класс

Секрет десятый

 

Красота спасёт мир!

 

Эстетика и привлекательность материала для ребенка необходимы для мотивации выбора, ощущения красоты и гармонии. Нередко удивляешься, как может привлечь к самому сложному материалу удачная коробочка, гладкие ламинированные цветные карточки, подходящий прозрачный конвертик или необычная застежка.

Хочется заметить, что материалы могут оказаться «ключами от мира», которые способствуют упорядочиванию имеющихся знаний и четкой «классификации» новых. В сочетании с самостоятельной работой они могут сформировать в сознании ребенка четкую «картотеку» мира и новые знания займут в ней свою четко определенную полочку. Они являются огромным ресурсом развития активности и самостоятельности обучения. Но мы понимаем, как трудно и тревожно отпустить ребенка в «свободное плавание». Нас здесь поддерживают слова педагога М. Монтессори: «Самый большой признак успеха для учителя состоит в том, чтобы быть в состоянии сказать: «Дети теперь работают, как будто я не существовал». Это кредо учителя, который вступил на путь самостоятельной работы учеников.

Скачать статью в формате PDF можно здесь

Координаторы страницы Монтессори-педагогики

Крапивец Елена Анатольевна

Крапивец Елена Анатольевна

krapivetz.ru@yandex.ru

Образование:

  • Томский Государственный Университет, филологический факультет, 1996 год.

Место работы:

  • Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Эврика-развитие», г. Томск, тьютор начальных классов монтессори.

Профессиональные интересы:

  • Интеграция современных образовательных технологий в практическую деятельность тьютора
  • Разработка и методическое описание автодидактических материалов для самостоятельной работы
  • Технология тьюторского сопровождения в условиях средовой педагогики
  • Организация рефлексивной деятельности младших школьников в образовательном событии
  • Образовательный туризм.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости