logo delf

Межрегиональная
тьюторская
ассоциация

Человек рождается с крыльями. Тьютор лишь помогает ему взлететь.

Библиотека тьютера

25.11.2015 - 27.11.2015

23-28 ноября, г. Москва,

II Всероссийская конференция школьной театральной педагогики

памяти Л.А. Сулержицкого

26 ноября, День научно-практического дискурса: научное измерение сценических практик

г. Москва, СТД РФ, Синий зал, Страстной б-р, 10

Научный круглый стол «Культурно-исторический анализ практики Театра как опытного пространства становления человека». Ведет: академик, проф. РАО, д.п.н. Владимир Самуилович Собкин.

Точка опоры дискуссии круглого стола — наследие Л.С. Выготского — его культурно-историческая позиция как предмет рассмотрения. Полученная в ходе круглого стола информация о трудах и другая отсылка ко Льву Семеновичу, представилась мне интересной и отмеченной в ближайшее время для детального рассмотрения («Психология искусства»).

Владимир Самуилович, ведущий дискуссии, в свою очередь отметил позицию культурно-исторического подхода в показе «дыхания искусства», когда для этого существует среда (?).

В ходе прошедшего дня и возникших различных опор проблемного поля, слово было передано Поповой Наталье Тимофеевне, старшему научному сотруднику лаборатории проблем социокультурной реабилитации ИПИО МГППУ, руководителю структурного подразделения социально-творческой реабилитации «Круг» в ГБОУ ЦДТ «Строгино». Акцент выступления Натальи Тимофеевны состоялся на прошедшем ранее в тот же день мастер-классе «Эволюция театральных форм в контексте особого театра» (лично не присутствовала). Наталья Тимофеевна работая с ребятами, имеющие отклонения, отмечает возможность «разности» театра, который выполняет запросы общества. В случае с данной практикой используются формы театральной педагогики как способ «невыразительное тело сделать выразительным», решая задачи, прежде всего, реабилитации и рефлексии. Коллективные комплексы и тренинги в присутствии профессиональных актеров, построены на глубокой работе с телом, активизируя чувствительность каждого, таким образом, как отмечает Н.Т. Попова, они формируют символическую деятельность, где символом выступает тело.

Наталья Тимофеевна привела слова А.Ф. Лосева, которые, на мой взгляд, отражают специфику ее практической деятельностт:

«Эстетика это не то, что красиво, а то, что выразительно».

Дальнейшее слово было предоставлено Аиде Меликовне Айламазьян, к.п.н., сотруднику Факультета психологии, Кафедры психологии личности МГУ им. М.В. Ломоносова, которая занимается практикой свободного танца более 30 лет. Вопрос для дискуссии был поставлен конкретный, как же охарактеризовать все существующие практики, работу с одной стороны с искусством, с другой — с личностью, наряду с профессиональной деятельностью? Психотерапия, артерапия, может быть реабилитация? И в чем специфика такой деятельности?

Аида Меликовна отмечает актуальность вопроса уже продолжительное время. Организовав в 2005 году международный фестиваль свободного и пластического танца с участием 16 стран, оказалось, что это целый «пласт культуры» подобных практик. История подобных практик, в свою очередь, имеет место уже около 100 лет назад: ритмика Жака Далькроза, импровизация Асейдоры Дункан, эвритмия в рамках антропософии, «эксперимент» Михаила Чехова.

В конечном счете, как отметила Аида Меликовна, это есть единство психологических, педагогических и художественных задач. Подобным практикам присущ особый язык, особая эстетика, о которой уже шла речь выше, совершенно иное отношение.

Публикации А.М. Айламазьян:

«», , в журнале , издательство(М.), №1, с.43-51, 2012.

«», , в журнале, №4, 2015 и другие.

В.С. Собкин поставил под вопрос символизм, прозвучавший в выступлении, и обозначил существующую проблему, если рассматривать, прежде всего, театр профессионально, а именно неспособность передать смысловой замысел, который несет театр зрителю при участии ребят, имеющие отклонения и как таковая возможность в полной мере понять чувства ребят, представленные на сцене.

Александр Александрович Мелик-Пашаев, заведующий лабораторией психологических проблем художественного развития Психологического института РАО, профессор кафедры психологической реабилитации факультета клинической и специальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, в своем выступлении обратился к словам Ф.И. Тютчева: «Все во мне, я во всем», отмечая этим, что искусство «произрастает из осознанного чувства внутреннего единства». Также ключевой ролью Александр Александрович отмечает проявление творчества, а именно: «всякий творческий подход присущ каждому человеку как природно-творческому человеку». Театральная деятельность же представляется, по его мнению, актуальной как возможность «проникать в проживание единства мира и причастности к миру».

27 ноября, Социальные театральные проекты

г. Москва, Центр им. Вс. Мейерхольда, ул. Новослободская, 23

Проект «Бэби-театр» представил куратор лаборатории Варвара Коровина. Или как еще называю эту площадку «Бэби-Лаб» — это совместный проект ЦИМА (Центра им. Вс. Мейерхольда), «Школы театрального лидера» и фестиваля «Золотая маска». То, что удалось найти дополнительно: с 2012 года вреализуется инновационный проект, цель которого — модернизация московского театра силами молодого поколения.
Фестиваль «Золотая Маска» в течение многих лет проводит образовательную программу для театральных специалистов из городов России.
«Институт театра»становится логическим продолжением деятельностии профессиональных и творческих семинаров, ежегодно проводимых «Золотой Маской».

«Бэби-Лаб» — это современный театр для самых маленьких. Эта лаборатория включает в себя привлечение европейских мастеров в области театральной деятельности для самых маленьких, формирование команд из ряда начинающих актеров, а также прокат спектаклей на различных площадках партнеров.

В рамках встречи удалось познакомиться с примерами работ европейских мастеров, таких как «Spot», «Paperbell», а также увидеть работу именно этой лаборатории на примере спектакля «Кухонный концерт». Варвара отметила значение места маленького зрителя во время спектакля, как это было представлено в одном из примеров, а именно абсолютно равное пространство детей и актеров, а также существование возможности «присоединиться» к игре: пощупать предметы антуража, взаимодействовать с актерами в процессе спектакля как задумки сюжета и т.д.

В презентации куратора проекта ясно не все, так, например, выражение о современном театре для самых маленьких как «создании бесконфликтной среды для позитивного восприятия действительности». На мой взгляд, в каждом выражении на сцене присутствует конфликт, пусть не такой явный, это могут внутренние вопросы, которые правда непонятны еще таким юным зрителям.

Презентацию социальных театральных проектов представил Арт-директор Центра им. Вс. Мейерхольда Елена Ковальская. Елена является художественным руководителем «Института театра». Из устной презентации Елены удалось познакомиться с работами команды в рамках проекта, такими как «Особые люди» — спектакль-дискуссия о социальной адаптации детей с отклонениями, спектакль «Прикасаемые» — масштабный проект с участием слепоглухих актеров, «Майская ночь» или спектакль закрытыми глазами как возможность почувствовать действие на сцене через тактильные ощущения, пластику для слепых и слабовидящих детей.

Помимо этого, Елена поделилась опытом интеграции театра в школу, рассказала о том, как обычные школьники становятся актерами наряду с профессионалами.

28 ноября, Театральная педагогика и инклюзивное образование

г. Москва, ГБУСОШДО «Класс-центр», Большая Академическая улица, д. 11А

Слово приветствия выразил Казарновский Сергей Зиновьевич, Заслуженный учитель Российской Федерации, директор ГБУСОШДО г. Москвы «Класс-Центр». «Класс центр» — авторская школа, структура которой представляется очень интересной для рассмотрения, а именно в основе структуры которой лежит 3 отделения: общеобразовательное, драматическое и музыкальное. Обучение и воспитание строится на основании этих трех отделений.

«Жить по-другому: любить» — спектакль и интерактив со зрителями психологического театра взаимодействия «Прикосновение» из г. Ярославль под руководством Никиты Гусева, который был представлен участникам конференции. В спектакле задействованы дети с синдромом Дауна и аутизмом, а также их родители и лица их сопровождающие. Постановка представляет собой пантомиму, с участием фоновой музыки и «разговора со зрителем». Записи, сделанные для спектакля, есть слова этих самых ребят, которые говорят, как могут и как знают. То, что происходило на сцене не передать словами, только прочувствовать. У зрителей была возможность прочувствовать на себе более глубоко, пообщаться здесь и сейчас с ребятами, и поделиться своими эмоциями после. То, что происходило на сцене — бесценно.

Во второй части конференция посетила мастер-класс «Инклюзия. Занятие по танцу» под руководством педагога по танцу ГБУСОШДО г. Москвы «Класс-центр» — Латышевой Варвары Андреевны и классного руководителя Корнеевой Татьяны Анатольевны. Это был наглядный пример включения в образовательный процесс школы особого ребенка.

Также, в рамках того же дня произошло знакомство со студентами 3-его курса кафедры режиссуры и мастерства актера, факультета художественного творчества Орловского Государственного Института Культуры под руководством Титова Александра Юрьевича. Знакомство практикум драматически-игровых психотехник: спектакль «Игры с Пеппи» по мотивам книги Астрид Лингред «Пеппи Длинный Чулок».

Мастер-класс «Игры в движение» под руководством Чикишева Владимира Николаевича, Заслуженного работника культуры, директора нижегородской школы-интерната для глухих детей, руководителя театра «Пиано», позволил понаблюдать авторскую организацию образовательной среды.

Удачным завершение конференции стал спектакль-подарок «Любит – не любит», от ГБОУСОШДО г. Москвы «Класс-центр», режиссер Г. Зальцман, художественный руководитель С.З. Казарновский как представление проделанной работы школы в имеющейся авторской структуре, что представляется очень ценным.

Последний день конференции для меня был охарактеризован следующими словами Н.И. Пирогова, услышанными в тот день: «Быть или казаться?». Этот вопрос был поставлен мною в отношении происходящего в тот день и не только, где разный контекст задает иной смысл.

Присутствует внутреннее признание того, что было увидено и услышано. Приятное чувство сопричастности к этому событию. Не раз определяла, что же оказало воздействие на меня в ходе посещения данной конференции. Скорее всего, то осознание возможности взаимодействовать в трех таких, в принципе не рассматриваемых мною ранее, плоскостях, как социальная сфера, педагогика и театральная деятельность. Два элемента комплекса: социальная сфера и педагогика объединяют мои ценностные установки, а театральная деятельность выступает дополнением, которое для меня стало неожиданным открытием как пространством становления человека.

Знакомство с участниками конференции в ходе презентаций, а с кем-то в личной беседе оставляют неизгладимый след, но который требует более глубокого и детального рассмотрения и изучения. К слову об участниках, уже очень мне оказалась близка фраза, услышанная из уст Н.Т. Поповой на моей первой встрече в рамках конференции о «разности театра» и определении этой разности обществом, а также, уже в последующих встречах, о существующих уверенных возможностях реализации инициативных идей и их поддержки.

В процессе написания отчета ни разу не упомянула о тьюторстве. Наверное, потому, что пока для меня возникает трудность в полной характеристике всего увиденного и услышанного. Возникающие мысли в ходе анализа конференции ориентируют меня совершенно точно, что тьюторство здесь имеет место быть, но ощущаю недостаток полного определения этих самых ориентиров.

В течение следующих дней организуется пространство, которое подсказывает. Вспоминаются слова Елены Игоревны Кобыща: «Что не названо, его нет». Сейчас оно (пространство) названо, и оно проявляется во многих формах. Вот тут и начинается поиск…

Подготовила студентка 1 курса ТМ «Тьюторство в сфере образования»

 

Мачалкина Ксения

Оставить отзывы и комментарии:

Добавить отзыв


Защитный код
Обновить