logo delf

Межрегиональная
тьюторская
ассоциация

Человек рождается с крыльями. Тьютор лишь помогает ему взлететь.

Координатор страницы Дополнительное профессиональное образование (ДПО)

Балагина Елена Викторовна

Балагина Елена Викторовна

elenabalagina@yandex.ru

ПодробнееЗакрыть

Образование:

  • Физико-математический факультет Архангельского государственного педагогического института; в настоящее время – Поморский государственный университет.
  • Технологическая школа тьюторства АПК и ППРО
  • Современный образовательный менеджмент АПК и ППРО

Место работы:

  • Директор Центра развития тьюторской практики Архангельского областного института открытого образования, федеральный эксперт в области тьюторства и практик индивидуализации МТА, руководитель регионального отделения МТА Архангельской области.

Координатор страницы Дополнительное профессиональное образование (ДПО)

Балагина Елена Викторовна

Балагина Елена Викторовна

elenabalagina@yandex.ru

ПодробнееЗакрыть

Образование:

  • Физико-математический факультет Архангельского государственного педагогического института; в настоящее время – Поморский государственный университет.
  • Технологическая школа тьюторства АПК и ППРО
  • Современный образовательный менеджмент АПК и ППРО

Место работы:

  • Директор Центра развития тьюторской практики Архангельского областного института открытого образования, федеральный эксперт в области тьюторства и практик индивидуализации МТА, руководитель регионального отделения МТА Архангельской области.

Координатор страницы Дополнительное профессиональное образование (ДПО)

Балагина Елена Викторовна

Балагина Елена Викторовна

elenabalagina@yandex.ru

ПодробнееЗакрыть

Образование:

  • Физико-математический факультет Архангельского государственного педагогического института; в настоящее время – Поморский государственный университет.
  • Технологическая школа тьюторства АПК и ППРО
  • Современный образовательный менеджмент АПК и ППРО

Место работы:

  • Директор Центра развития тьюторской практики Архангельского областного института открытого образования, федеральный эксперт в области тьюторства и практик индивидуализации МТА, руководитель регионального отделения МТА Архангельской области.

Библиотека тьютера

Координатор страницы Дополнительное профессиональное образование (ДПО)

Балагина Елена Викторовна

Балагина Елена Викторовна

elenabalagina@yandex.ru

ПодробнееЗакрыть

Образование:

  • Физико-математический факультет Архангельского государственного педагогического института; в настоящее время – Поморский государственный университет.
  • Технологическая школа тьюторства АПК и ППРО
  • Современный образовательный менеджмент АПК и ППРО

Место работы:

  • Директор Центра развития тьюторской практики Архангельского областного института открытого образования, федеральный эксперт в области тьюторства и практик индивидуализации МТА, руководитель регионального отделения МТА Архангельской области.

Ольга Андреевна Ковалева,
учитель обществознания, права, экономики
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Новодвинска,
член Архангельского РО МТА
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


Профессиональное становление молодого педагога – сложный процесс педагогической деятельности. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный педагог как профессионал, останется ли он в сфере образования или найдет себя в другом деле.
Введение федеральных государственных образовательных стандартов требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем воспитания и обучения; понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; владения технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования, методической системы, развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом.
Актуальность подготовки качественных педагогических кадров обусловлена не только государственным заказом, но и личным запросом со стороны молодых специалистов. В ходе опроса молодых педагогов было выявлено, что педагоги имеют профессиональные затруднения и многие предпочитают повышать профессиональную компетентность через реализацию индивидуальных образовательных маршрутов.
Таким образом, возникла необходимость индивидуализации процесса профессионального становления молодых и вновь пришедших педагогов. Данная работа в муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Новодвинска осуществляется посредством тьюторского сопровождения. Индивидуализация в нашем случае предполагает руководство педагогами, организацию их методического самообразования с учетом индивидуальных личностных особенностей.


В школе на практике реализуется модель тьюторского сопровождения профессионального становления молодого педагога «Лестница успеха». Схематично данную модель можно представить следующим образом:

модель

Рассмотрим основные характеристики модели тьюторского сопровождения профессионального становления молодого педагога «Лестница успеха» подробнее. К организационно-управленческим условиям реализации модели относятся следующие:
Опыт инновации. С 2012 года в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Новодвинска ведется работа по внедрению тьюторского сопровождения. Образовательная организация являлась базовой экспериментальной площадкой Архангельского областного института открытого образования по теме «Технология тьюторского сопровождения учащихся по индивидуальным образовательным траекториям». С 2015 года школа стала базовой образовательной площадкой в реализации региональной программы повышения квалификации «Индивидуализация и тьюторское сопровождение в школе как ресурс внедрения и реализации ФГОС ОО». В рамках реализации данной программы ведется тьюторское сопровождение молодых педагогов.
Мотивация инноваций. Анализируя работу по тьюторскому сопровождению в образовательной организации, можно констатировать факт увеличения педагогов, которые включают в свою деятельность элементы индивидуализации и тьюторского сопровождения. На начальном этапе в группу по опытно-экспериментальной работе  входило десять педагогов через год их число увеличилось до семнадцати. Данную тенденцию можно связать с желанием педагогов школы узнавать новое, повышать свою квалификацию, осваивать новые, инновационные технологии в образовании. Кроме этого, расширяются  связи педагога, возможности взаимодействия с коллегами и представления своего опыта работы на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях.
Сопровождение педагогов. В процессе организации и реализации тьюторского сопровождения в школе организована работа по методическому сопровождению педагогов в области индивидуализации образования. В течение нескольких лет педагоги образовательной организации проводят открытые уроки, мероприятия, образовательные события, участвуют в работе педагогических мастерских на разных уровнях, где демонстрируют возможности использования технологии тьюторского сопровождения не только в работе с обучающимися, но и в работе с родителями, а также с коллегами.
Организационная структура. В школе не введена должность «тьютор», но есть учителя, которые обладают тьюторскими компетентностями и реализуют их в своей профессиональной деятельности. В процессе реализации программы тьюторского сопровождения профессионального становления молодого педагога позицию тьютора занимает квалифицированный педагог, имеющий опыт работы в школе. Также задействованы коллеги (учителя иностранного языка), администрация образовательной организации, активно привлекается городское методическое объединение учителей данного профиля, городской клуб «Учитель года», специалисты службы психолого-педагогического сопровождения.
Локальные акты. С сентября 2015 года в образовательной организации реализуется индивидуальный образовательный маршрут «Путь к профессиональному становлению», целевое назначение которого заключается в организации тьюторского сопровождения процесса профессионального становления молодого учителя английского и немецкого языков.
Цель деятельности тьютора (педагога, реализующего тьюторские компетенции) состоит в оказании помощи в период адаптации и в процессе профессионального становления молодого педагога.
Задачи:

  • оказать методическую поддержку педагога и облегчить адаптацию к новому профессиональному статусу;
  • осуществлять мониторинг уровня повышения профессиональной компетентности учителя, возможностей, образовательных потребностей, профессиональных затруднений, динамики профессионального развития;
  • индивидуализировать процесс повышения профессиональной компетентности и мастерства через создание индивидуальных образовательных программ;
  • разработать систему оценки личностного роста;
  • создать условия для открытого процесса повышения профессиональной компетентности и мастерства.

Методологической основой тьюторской деятельности является антропологический подход, суть которого состоит в необходимости учета человеческой природы и ее изучения.
Принципами, определяющими деятельность тьютора, являются: индивидуализация, вариативность, гибкость, согласованность, саморазвитие, рефлексивность, доброжелательность, самоопределение, психологическая поддержка.
В модели тьюторского сопровождения профессионального становления молодого педагога «Лестница успеха» можно выделить непосредственных субъектов: тьютор (педагог, реализующий тьюторские компетенции), тьюторант (молодой педагог), администрация образовательной организации, педагогический коллектив, школьное и городское методическое объединение.
Процесс реализации  модели тьюторского сопровождения профессионального становления молодого педагога «Лестница успеха» включает в себя следующие этапы:

I. Предпроектный (подготовительный):

  1. Изучение передового опыта по созданию модели тьюторского сопровождения профессионального становления молодых педагогов.
  2. Изучение имеющихся нормативно-правовых документов: законодательство Российской Федерации, Архангельской области, локальных нормативно-правовых актов образовательной организации.
  3. Создание нормативно-правовой базы образовательной организации.
  4. Изучение опыта коллег по разработке индивидуальных образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов.

II. Диагностический:

  1. Изучение профессиональных затруднений и образовательных потребностей молодого педагога. На этом этапе возможно использовать «Анкету диагностики профессиональных затруднений молодого педагога».
  2. Анализ  результатов диагностик с целью разработки комплекса мероприятий по реализации Модели тьюторского сопровождения.
  3. Составление «Дорожной карты» тьюторского сопровождения профессионального становления молодого педагога.
  4. Проведение мониторинга уровня профессиональной компетентности, возможностей педагога, которое может быть основано на использовании «Примерной карты компетенций и возможностей молодого педагога».

Результатом работы на данном этапе стало составление карт «Мои профессиональные возможности» и «Мои образовательные потребности».

III. Практический:

  1. Разработка и реализация индивидуального маршрута профессионального становления молодого педагога.
  2. Проведение мероприятий по совершенствованию профессиональной компетентности и мастерства молодого педагога (консультации, открытые уроки, мастер-классы, посещение уроков коллег, семинаров).

Тьютор оказывает помощь и поддержку в различных направлениях деятельности молодого педагога:

  • Ориентация на проявление интереса, формирование заказа на образование, включение в образовательный процесс, рефлексия.
  • Помощь в ориентации в разных видах ресурсов для профессионального и образовательного самоопределения, получении ресурсов для реализации своей цели.
  • Тьюторское сопровождение индивидуального образовательного маршрута – консультации при составлении, предоставление необходимых ресурсов (методических, информационных) для реализации, организация анализа и рефлексии (результативность, самоорганизация).
  • Тьюторское сопровождение разработки и реализации индивидуальной образовательной программы   – проявление запроса, построение цели своего образования, анализ внутренних и внешних ресурсов, проектирование маршрута в образовательной организации и во вне, координация при реализации, анализ результативности, проектирование следующего шага.

IV. Итогово-аналитический:

  1. Обобщение и анализ итогов реализации модели тьюторского сопровождения профессионального становления молодого педагога. Заполнение «Формы общего заключения о результатах тьюторского сопровождения».
  2. Мониторинг реализации модели тьюторского сопровождения профессионального становления молодого педагога.
  3. Обобщение опыта работы по реализации модели тьюторского сопровождения профессионального становления молодого педагога.

Основными технологиями  тьюторского сопровождения являются: проектная технология; технология консультирования; тренинговая технология; информационные технологии.
Формы тьюторского сопровождения: тьюториалы (индивидуальный, групповой); образовательное событие (открытые уроки, мастер-классы, семинары, школы молодого педагога).
Формы контроля и оценки тьторского сопровождения профессионального становления молодого педагога: самоконтроль; диагностика удовлетворенности тьюторанта; посещение и анализ уроков; открытые мероприятия молодого педагога; портфолио молодого педагога; контрольные срезы; административный контроль (отчеты, дневники наблюдений).
Ожидаемый результат от реализации маршрута:

  • успешная адаптация молодого педагога к работе в образовательной организации;
  • рост профессиональной компетентности и мастерства учителя;
  • рост уровня самообразования, самоорганизации, саморазвития.

Таким образом, тьюторское сопровождение может быть организовано в форме составления и реализации индивидуального образовательного маршрута (ИОМ). Он представляет собой целенаправленно проектируемую образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении методического сопровождения его профессионального развития.
Целью и соответственно результатом реализации ИОМ является развитие профессиональной компетентности педагога,  роста его самооценки и самоуверенности, творческого потенциала. Педагогам предлагаются  разные типы и сроки реализации маршрутов, которые могут варьироваться в зависимости от запроса, выявленных затруднений, конкретной ситуации и локальных задач.
В ИОМ отражаются три основных направления: самообразование педагога, деятельность педагога в профессиональном сообществе, участие в методической работе образовательной организации. Согласно направлениям деятельности определяют содержание, формы, методы работы педагога по развитию профессиональной компетентности.

ИОМ

Практическая значимость индивидуального образовательного маршрута заключается в систематизации деятельности педагога, профессиональном росте, использовании внешних и внутренних стимулирующих факторов.
На наш взгляд, данная модель может являться основой для организации тьюторского сопровождения профессионального становления молодого педагога в образовательной организации.

Список литературы

  1. Агаркова Е. Реализация тьюторского сопровождения процесса повышения квалификации учителей / Е. Агаркова, С. Загребельная // Методист. – 2009. – № 8. – С. 14-17
  2. Васильева Л.А. Тьюторское сопровождение адаптации молодого педагога / Л.А.Васильева // Проф. образование. Столица. – 2013. – №5. – С.33-34
  3. Исаева И.В. Принцип индивидуализации в работе с педагогическим коллективом / И. В. Исаева // Тьютор. сопровождение. – 2013. – № 1. – С. 74-76
  4. Лецких  Л.А.  Как организовать тьюторское сопровождение педагога? / Л. А. Лецких // Среднее проф. образование: прил. – 2011. – № 2. – С. 102-107
  5. Тьютор как сопровождающий профессиональное развитие педагогов //Сибирский учитель. – 2006. – №1. – С. 21-24
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Профессиональное"/>

Оставить отзывы и комментарии:

Добавить отзыв


Защитный код
Обновить