logo delf

Межрегиональная
тьюторская
ассоциация

Человек рождается с крыльями. Тьютор лишь помогает ему взлететь.

Координатор страницы Дополнительного образования детей

 

Трясцина Татьяна Матвеевна

Is-ttm@mail.ru

ПодробнееЗакрыть

Место работы:

  • МБОУ ДОД Центр детского творчества Устиновского района г. Ижевска, методист

Координатор страницы Дополнительного образования детей

 

Трясцина Татьяна Матвеевна

Is-ttm@mail.ru

ПодробнееЗакрыть

Место работы:

  • МБОУ ДОД Центр детского творчества Устиновского района г. Ижевска, методист

Координатор страницы Дополнительного образования детей

 

Трясцина Татьяна Матвеевна

Is-ttm@mail.ru

ПодробнееЗакрыть

Место работы:

  • МБОУ ДОД Центр детского творчества Устиновского района г. Ижевска, методист

Библиотека тьютера

Координатор страницы Дополнительного образования детей

 

Трясцина Татьяна Матвеевна

Is-ttm@mail.ru

ПодробнееЗакрыть

Место работы:

  • МБОУ ДОД Центр детского творчества Устиновского района г. Ижевска, методист

Елена Васильевна Балинова,
учитель математики МБОУ «Пинежская СОШ № 117»
член Архангельского РО МТА
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

В Пинежском районе Архангельской области в течение ряда лет работает районный стационарный специализированный лагерь для одаренных детей. Работа летнего лагеря специализируется на базе трех образовательных учреждений, занимающихся интеллектуальным, спортивным и эстетическим направлениями.

С 2013 года в школе реализуется модель тьюторского сопровождения всех обучающихся, изъявивших желание учиться и отдыхать на базе школы.

В муниципальной школе одаренных детей ежегодно обучается около 40 человек из 8–10-х классов. Практика направлена на выявление запросов детей и организацию их обучения по индивидуальным образовательным маршрутам.

Тьюторское сопровождение представляет собой максимальное открытие перед школьниками возможностей окружающего мира как образовательной среды. Специальная работа с этими потенциальными возможностями как ресурсным расширением помогают тьюторантам, во-первых, развивать свой познавательный интерес; во-вторых, формировать культуру работы с собственным образованием, выстраивая свою индивидуальную образовательную программу с помощью тьютора.

Обучаясь в летней муниципальной школе одаренных детей, в течение двух недель тьюторанты двигались по сформированному им в первый день работы лагеря индивидуальному маршруту. И в то же время, открытость образовательной среды дала им возможность вносить дополнительные предложения и, тем самым, задала новые варианты выбора, изменяя свой индивидуальный маршрут. Тьютор как педагог, знающий в большей степени различные образовательные ресурсы и имеющий к тому же опыт собственного самоопределения в этой сфере, обсуждал с тьюторантом преимущества и риски, возможности и ограничения каждого конкретного выбора.

Все это позволило тьюторанту глубже увидеть возможные траектории его собственной образовательной программы; ограничения, которые связаны с тем или иным выбором, ресурсы, которые он может задействовать в реализации своей индивидуальной образовательной программы.

В 2012 году участники специализированного профильного лагеря для одаренных детей выразили сожаление по поводу того, что им в отведенное для обучения время не удалось посетить многие интересные занятия из-за очень плотного графика в своем профиле, который сильно ограничил их свободу и возможность познакомиться с другими дисциплинами, выходящими за рамки профиля, ими ранее выбранного.

Именно этот факт и явился причиной того, что в 2013 году подходы к организации летней школы были принципиально изменены. Программа школы строилась по модульному принципу. Количество образовательных модулей было избыточным. Работа школы начиналась с проведения тьюториала, где участники составляли индивидуальные маршруты. В ходе реализации индивидуальных образовательных маршрутов отслеживалась динамика результатов как самим участником, так и тьюторами. Весьма трудоемкой, многокомпонентной, сложной по структуре и организации, но очень интересной, системной и эффективной оказалась работа педагога-организатора. Она потребовала четких целевых установок и постоянного мониторинга процесса.

Первичное анкетирование, проводимое на школьном уровне, позволило определить наклонности детей и выявить их интересы по приоритетным направлениям, однако, чтобы полностью учесть эти интересы и выстроить индивидуальные траектории, необходимо было эти интересы конкретизировать. И именно с этой работы педагоги начали знакомство со школьниками.

Несомненно, огромная организационная работа была проведена на подготовительном этапе задолго до открытия летней школы. Был создан банк, куда вошли список преподавательского состава из педагогов МБОУ «Пинежская СОШ № 117», МБОУ «Карпогорская СОШ № 118», архангельской Ломоносовской гимназии, Института открытого образования, перечень модулей по различным предметам, аннотация содержательного компонента и приоритетной формы реализации (практикум, тренинг, экскурсия и др.).

День открытия школы задумали и провели как праздник, в ходе которого состоялось предварительное знакомство участников, был задан ориентир на позитив в обучении и общении, оглашен режим учебы и отдыха.

Выбор – а это было ключевым словом в период работы школы – лег в основу индивидуального маршрута выпускников 8-х и 10-х классов. Выбор возрастной категории не был случаен, так как учащиеся 9-х и 11-х классов в это время проходили итоговую аттестацию, и, предполагалось, уже расставили приоритеты в дальнейшем профиле обучения.В итоге все участники получили личную образовательную карту.

Поскольку продолжительность модуля определялась объемом 2–4 часа и одновременно предусматривалась возможность запуска нескольких модулей, у школьников была реальная возможность выбрать траекторию обучения, при которой ученики разного возраста могли оказаться в одной группе, поэтому от педагогов требовалось особое мастерство, чтобы всем участникам модуля было одинаково интересно и полезно предметное общение.

Преследуя цель помочь обучающимся определиться, не растеряться в калейдоскопе модулей («Путешествие в микромир», «Знакомые незнакомцы», «Сказ о том, как решить квадратное уравнение не решая», «Мифология Пинежья», «Судьба народа и судьба природы» и др.), педагоги помогали школьникам определиться, рассказывая о содержании модуля и раскрывая им широкие возможности выбора.

Итогом первого дня явилась сводная таблица, в которой по вертикали был помещен список участников школы, а по горизонтали перечислены все модули. Ориентируясь на объем в 60 часов (максимальная нагрузка на весь период летней смены), каждый участник был вправе с учетом своих интересов набрать определенное количество модулей. Эта таблица явилась основой для ежедневного расписания, которое составлялось педагогом-организатором.

Также педагог-организатор не только вел ежедневный учет количества посещенных занятий, но и составлял (корректировал) маршрут следующего дня для каждого ученика с учетом его запросов. Изменение траектории осуществлялось только тогда, когда были выявлены причины, побудившие школьника выйти на новую ветку маршрута. В этом случае тьютор (педагог-организатор), анализируя информацию, полученную после собеседования с каждым учеником, сообщала соответствующему учителю о предстоящих изменениях. Гибкое расписание, создавая определенные трудности для организатора, обеспечило свободу выбора ребенку.

Подобный принцип (право выбора) был реализован и при организации внеклассной работы учеников. Им был предложен ряд мероприятий, которые определили следующие направления: краеведческое, профориентационное, спортивное, а также перечень мастер-классов.

На торжественной линейке, посвященной закрытию летнего специализированного профильного лагеря, каждый участник смены получил сертификат, подарки от организаторов и новых друзей и возможность поделиться впечатлениями о днях, проведенных на базе Пинежской школы.

Анализируя работу летней школы одаренных детей за три года, можно проследить динамику зарождения и развития тьюторской практики. Так, в 2012 году летняя школа была организована в обычном формате, однако уже в 2013 году тьюторская практика была организована в первой половине дня в учебных модулях. В 2014 году она перенесена и во внеурочную деятельность.

Нельзя не упомянуть организационно-управленческие условия:

  • постановка проблемы создания летней школы одаренных детей, обсуждение на соответствующих административных уровнях, принятие управленческих решений;
  • подготовка информационных писем, разработка модулей, диагностических анкет, формирование сметы и т.д.;
  • формирование педагогического состава для организации работы модулей учебной и внеурочной деятельности;
  • материально-техническое сопровождение (приобретение канцтоваров, оснащение аудиторий, организация питания, досуговой деятельности и т.д.);
  • создание сети взаимодействия с сотрудниками различных организаций, привлеченных к работе с детьми в летней школе;
  • оформление итоговой документации.
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. В Пинежском районе Архангельской области в течение ряда лет работает"/>

Оставить отзывы и комментарии:

Добавить отзыв


Защитный код
Обновить